8 миллионов рублей российским учителям от фонда "Династия".

 


19 июля 2005 года состоится награждение победителей второго ежегодного конкурса школьных учителей физики и математики, организованного Фондом Дмитрия Зимина «Династия». В этом году конкурс проведен по трем номинациям, победителями стали в общей сложности 270 преподавателей. Все они будут награждены индивидуальными грантами в размере 30 тысяч рублей и медалями Фонда «Династия». Церемония награждения лауреатов станет одним из мероприятий в рамках традиционной Летней научной школы.

Фонд «Династия» - это одна из немногих российских благотворительных организаций, которая оказывает поддержку школьным учителям. По сравнению с прошлым годом конкурс заметно вырос: стало больше номинаций и победителей, изменились и суммы грантов для лауреатов. Общая сумма грантов составила 8 млн. рублей.

В 2005 году по заказу «Династии» конкурс проводили Международная программа образования в области точных наук (ISSEP) и региональная общественная организация «Клуб учителей «Доживем до понедельника». Конкурс проводился в трех номинациях - «Молодой учитель», «Учитель, воспитавший ученика» и «Наставник будущих ученых».

Лауреатами в номинации «Молодой учитель» стали учителя, которые недавно приступили к работе в школе, но уже продемонстрировали высокую эффективность в преподавании своего предмета и методическую грамотность в работе со школьниками. При отборе победителей наибольшее значение придавалось конкурсной работе, в которой учителя рассказывали о своих методах организации дополнительного образования, учитывались также опубликованные ими статьи педагогической тематики, участие учеников в исследовательской деятельности и олимпиадах, количество поступивших в вузы выпускников. На конкурс поступило около 150 заявок со всей страны. Победителями стали 30 человек из 18 регионов России. Почти половина из них – жители сел и малых городов. Средних возраст победителей – 27 лет, педагогический стаж некоторых из них – всего год.

Претендентов на победу в ставшей уже традиционной категории «Учитель, воспитавший Ученика» выдвигали молодые ученые, аспиранты и студенты – грантополучатели и стипендиаты Фонда «Династия». Всего в этой номинации было названо 120 учителей, победителями стали 30 человек. Две трети из них – жители Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, остальные представляют еще семь российских городов.

Самой массовой в конкурсе стала номинация «Наставник будущих ученых» с ее 210 лауреатами. Метод отбора в этой номинации хорошо знаком педагогам по конкурсам «Соросовский учитель», проводившимся ISSEP в 1995 - 2001 годах. Это особый конкурс, для участия и победы в котором не нужно заполнять анкеты и подавать заявки, достаточно просто хорошо преподавать свой предмет, ведь лауреатов конкурса называют их бывшие ученики, поступившие в вузы. В 95 ведущих естественнонаучных вузах страны был проведен массовый опрос более 40 тысяч студентов начальных курсов, которые назвали своих лучших учителей физики и математики. Их набралось более 30 тысяч. Победителями стали преподаватели, которых упомянули несколько десятков студентов.

При отборе учитывалось, в каком населенном пункте работает названный студентами учитель: сельским учителям для победы нужно было набрать почти в три раза меньше студенческих голосов, чем их коллегам из больших городов. Среди номинантов конкурса были представители практически всех регионов, а победителями стали преподаватели из 102 населенных пунктов 56 субъектов России. Конкурс доказал, что талантливые учителя – достояние не только крупных научных центров: здесь, как и в номинации «Молодой учитель», более 40 процентов победителей – жители сел и малых городов.

Цель организованного Фондом конкурса – не только материальная поддержка преподавателей, но и создание условий, необходимых для продолжения их творческой и методической деятельности, расширение профессиональных контактов, поддержание энтузиазма педагогических коллективов в деле приобщения детей к науке, налаживание контактов учителей с представителями высшей школы и научным сообществом. Именно поэтому награждение победителей проводится во время Летней научной школы, где победители могут прослушать лекции как молодых, так и известных ученых, узнать «из первых рук» о достижениях современной науки, поучаствовать в «круглых столах» для обмена опытом.

«Еще во время первой Летней научной школы в прошлом году, - говорит Исполнительный директор Фонда «Династия» Елена Чернышкова, - мы убедились, что для наших лауреатов возможность общения с учеными и коллегами со всей страны очень важна. Победители конкурса с удовольствием обмениваются методическими наработками, слушают лекции, встречаются со своими бывшими учениками. Все это создает продуктивную среду для развития российского научно-преподавательского сообщества и предпосылки для привлечения талантливой молодежи в науку».