Научная группа: Институт химии и проблем устойчивого развития

 


Область деятельности
Зелёная химия
Неорганическая химия
Образование для устойчивого развития
Радиационная химия
Химия фосфора
Химия функциональных материалов

Научные интересы
Полимеры фосфора Научный коллектив

Артёмкина Ирина Михайловна, , ассистент, без ученой степени
Вилесов Александр Сергеевич, , аспирант, без ученой степени
Гребенникова Елена Олеговна, , ассистент, без ученой степени
Додонова Анна Анатольевна, , доцент, кандидат наук
Зайцев Валентин Алексеевич, , профессор, доктор наук
Занин Алексей Андреевич, , студент, без ученой степени
Кручина Елена Борисовна, , доцент, кандидат наук
Кузнецов Владимир Алексеевич, , доцент, кандидат наук
Курочкина Анна Евгеньевна, , ассистент, без ученой степени
Лаверов Николай Павлович, профессор, академик, доктор наук
Лейкин Юрий Алексеевич, , профессор, доктор наук
Михайловская Евгения Юрьевна, , студент, без ученой степени
Проскурина Ирина Владимировна, , аспирант, без ученой степени
Пуртова Елена Евгеньевна, , доцент, кандидат наук
Руднева Александра, , студент, без ученой степени
Сметанников Юрий Владимирович, , профессор, доктор наук
Тарасова Наталия Павловна, профессор, член-корреспондент, доктор наук
Ягодин Геннадий Алексеевич, профессор, член-корреспондент, доктор наук

Описание группы

Идеи устойчивого развития приобрели огромное значение в конце XX-го века и будут определять развитие общества в XXI веке.

2005-2014 г.г. провозглашены ООН Десятилетием образования для устойчивого развития. Решение проблем устойчивого развития жизненно важно для каждого человека и человечества в целом. В современном техногенном мире невозможно обойтись без продукции химической промышленности, без нее невозможно представить себе настоящее и будущее, однако, необходим детальный анализ технологий с точки зрения их воздействия на окружающую среду.

Все многообразие этих и других вопросов является предметом исследований ученых Института химии и проблем устойчивого развития, созданного в РХТУ им. Д.И.Менделеева, где, наряду с научной деятельностью, высококвалифицированные преподаватели ведут подготовку бакалавров, магистров и специалистов на следующих кафедрах и в высших колледжах:

Высший колледж рационального природопользования;

Высший химический колледж РАН;

кафедра проблем устойчивого развития;

кафедра безопасности жизнедеятельности;

кафедра социологии;

кафедра государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

Высшая школа наук об окружающей среде.


Высший химический колледж Российской академии наук (Председатель ВХК РАН – академик О.М.Нефедов, заместители председателя – чл.-корр. РАН Н.П.Тарасова, к.х.н. И.В.Свитанько) создан в 1990 году для подготовки химиков–исследователей для работы в ведущих академических научных центрах и образовательных учреждениях. В качестве основного подхода к повышению качества образования использован принцип интеграции высшего образования и современной академической науки, синергизма достоинств научной и образовательной сфер.

В 2002 году на базе Института химии и проблем устойчивого развитияпри РХТУ им. Д.И. Менделеева для подготовки высококвалифицированных кадров по специальности 013400 «Природопользование» (основная квалификация «эколог-природопользователь») создан Высший колледж рационального природопользования, научный руководитель – вице-президент РАН академик Н.П.Лаверов.

В образовательных целях для подготовки молодых ученых в рамках перечисленных Колледжей используются такие научно-образовательные структуры институтов РАН, как центры и лаборатории коллективного пользования, учебно-научные центры (включая международные), студенческие научно-исследовательские лаборатории. В созданной системе академического высшего образования происходит глубокая междисциплинарная интеграция и координация научной и образовательной активности в области фундаментальной химии и наук о Земле.Научные исследования, проводимые в рамках институтов РАН силами студентов под руководством ведущих ученых, направлены на реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.

Представленный выше интеграционный подход позволяет решать следующие задачи:

-вовлечение учащейся молодежи в разработку проблем фундаментальной и прикладной науки непосредственно в лабораториях научных институтов РАН;

-решение комплексных научно-технических и технологических проблем, ориентированных на конечный результат, способный стать инновационным продуктом;

-сохранение и развитие отечественных научных школ, обеспечение их преемственности, предотвращение старения научных кадров;

-совершенствование системы подготовки научных кадров, в том числе высшей квалификации;

-создание академических научно-образовательного центров (ассоциаций), обеспечивающих решение проблем развития высокотехнологических отраслей экономики и освоение секторов наукоемкой продукции;

- организация взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями и компаниями с целью продвижения новых технологий в производство и далее на рынок;

-создание условий для закрепления талантливой молодежи в сфере науки и высоких технологий.


Кафедра проблем устойчивого развития РХТУ им. Д.И. Менделеева создана в 1995 г. с целью распространения идей устойчивого развития, разработки учебных планов и программ в этой предметной области в соответствии с рекомендациями Повестки дня на XXI век, принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г.

Во всех странах в настоящее время развернута интенсивная работа по внедрению идей устойчивого развития в образование, общественную и личную жизнь граждан. Образование в области устойчивого развития поможет динамическому развитию интеллектуальных сил общества, что является необходимым условием достижения благороднейших целей: высокого уровня жизни, социального равенства для нынешних поколений и, вместе с тем, обеспечения возможностей для последующих поколений удовлетворять их собственные нужды. Основная трудность для ученых и педагогов, работающих в области образования для устойчивого развития, состоит в том, что большинство людей нуждается не в философском обосновании необходимости устойчивого развития, а в знаниях, обеспечивающих принятие решений, направленных на устойчивое развитие.

Образование XXI века должно обеспечить учащихся такими знаниями. Знания должны обновляться в течение всей жизни человека и должны реализоваться в каждодневных действиях отдельных людей, групп людей, наций, человечества в целом, обеспечивающих устойчивое развитие. Ядром образования для устойчивого развития является междисциплинарный подход к разработке учебных планов и программ, в обучении технике принятия решений, учитывающих кратковременные и долгосрочные последствия этих решений для экономики, окружающей Среды, мирового сообщества в целом.

Принципы, лежащие в основе образования для устойчивого развития, включают в себя (но не ограничиваются) получение фундаментальных естественнонаучных знаний, понимание междисциплинарных связей, системное мышление, непрерывность образования, навыки практических исследований, вовлечение в образовательный процесс неформальных объединений, семьи, личную ответственность за глобальные процессы. Экологическое образование и образование для устойчивого развития находятся в тесной взаимосвязи: образование для устойчивого развития исторически вышло из недр экологического образования. В последних документах ЮНЕСКО упоминается, что, к сожалению, наблюдается сосредоточение образовательных усилий на проблемах окружающей среды, а проблемы экономического развития и развития человеческой личности остаются без должного внимания. Поэтому ЮНЕСКО полагает, что необходимо развивать концепцию образования для устойчивого развития, базой которой могут стать успехи, достигнутые в области экологического образования.

Структура учебных планов и программ должна включать вопросы динамики народонаселения, этики, религии, экономики, других социальных дисциплин, проблемы гражданских прав, дополнительно к естественнонаучным проблемам функционирования биосферы.

Одним из основных направлений исследований кафедры является исследования элементного фосфора и физико-химических процессов с его участием.

В ходе работы мы получаем информацию для решения фундаментальной научной проблемы синтеза красного фосфора с заданными свойствами и строением.

Использование различных реакционных условий (растворы и гетерогенные системы) и инициирующих воздействий (гамма-излучения 60Со и бета-излучения Т2О) в соответствии с предлагаемыми методами позволяет синтезировать фосфорсодержащие полимеры с невысокой молекулярной массой, содержащие химически связанные фрагменты растворителя и обладающие повышенной, в сравнении с “обычным” красным фосфором, реакционной способностью.

Ведутся исследования в направлении синтеза неорганических полимеров элементного фосфора с различным наполнением (сера, графит, углеродные нанотрубки, бионаноматериалы (например, хитозан) и др.). Особое внимание в радиационно-химическом синтезе в последнее время уделяется получению наноструктур, на базе которых могут быть созданы новые материалы.

Работа в направлении радиационного синтеза различных фосфорсодержащих полимеров позволяет более глубоко понять механизмы процессов образования функциональных материалов многоцелевого назначения на основе полимеров элементного фосфора; разрабатываются методы исследования отдельных стадий синтеза, методы анализа состава и строения синтезируемых полимеров.

В рамках другого научного направления – разработки систем экологического мониторинга – ведутся исследования влияния аэрозольных частиц наноразмеров (ядер Айткена), выбрасываемых в атмосферу, на состояние здоровья населения.

Уникальное оборудование

изотопная гамма-установка МРХ-гамма-100
ИК-Фурье-спектрометр Tensor 27M Bruker
лазерный корреляционный спектрометр ЛКС
прибор для количественного определения фосфора HANNA HI 93706
спектрофотометры Hewlett-Packard 8452A, Specord M40, Specord M80

Обычное оборудование

газожидкостной, ионный и жидкостной хроматографы
компьютеры, объединенные в сеть, соответствующее программное обеспечение и оргтехника
механические и магнитные мешалки с подогревом до 300С
муфельная печь до 1200С
оптический микроскоп
ультразвуковой диспергатор
центрифуга

Уникальные методики

Интегрированный метод оценки состояния уровней загрязнения атмосферного воздуха
Исследование процессов с участием элементного фосфора (количественный и качественный анализ)
Метод пассивной дозиметрии газовых примесей и мелкодисперсных аэрозолей
Оценка влияния инновационных процессов науки и образования на динамику социально-экономического развития государства с использованием эколого-демографо-экономической модели ЭДЭМ
Радиационное инициирование процессов синтеза (изотоп Co-60, E=1.25 МэВ, D*= 0.38 Гр/сек)

Научные связи

Вычислительный центр им. А.А. Дородницына РАН, Москва
Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН) , Москва
Институт катализа им. Г.К.Борескова СО РАН, Новосибирск
Институт органической и физической химии им. А.Е.Арбузова КазНЦ РАН, Казань
Институт физики атмосферы им. А.М.Обухова РАН , Москва
Иркутский институт химии им. А.Е.Фаворского СО РАН, Иркутск
Йоркский университет, Великобритания
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,
Санкт-Петербургский государственный университет,
Университет Боулинг Грин, Центр фотохимических исследований, Огайо, США
Университет Нью-Хемпшир, США Наиболее значимые публикации

Название: Chemical Education and Sustainable Development in Russia
Автор(ы): Tarasova N.P.
Название издания: Chemistry Intern.
Том: 26
Номер: 4
Год выпуска: 2004
Страницы: 3 - 6

Название: Quantitative Analysis of Bonding in P4 Clusters
Автор(ы): V. G. Tsirelson, N. P. Tarasova, M. F. Bobrov, Yu. V. Smetannikov
Название издания: Heteroatom Chemistry
Том: 17
Номер: 6
Год выпуска: 2006
Страницы: 572 - 578

Название: Radiation defect formation processes as a method for activation of Red Phosphorus in the Trofimov-Gusarova Reaction.
Автор(ы): Sukhov B., Malysheva S., Vakul’skaya T., Tirsky V., Martynovich E., Smetannikov Y., Tarasova N.P.
Название издания: Arkivoc.
Том: 4 (XIII)
Номер:
Год выпуска: 2003
Страницы: 196 - 204

Название: Synthesis of Polymeric Forms of Phosphorus.
Автор(ы): Tarasova N.P., Smetannikov Yu.V. Polyiansky D.E.
Название издания: Green Industrial Applications of Ionic Liquids. / Kluwer Academic Publ.
Том:
Номер:
Год выпуска: 2003
Страницы: 537 - 544

Название: Влияние полярности среды на процесс ионной радиационно-инициированной полимеризации элементного (белого) фосфора
Автор(ы): Тарасова Н.П., Сметанников Ю.В., Артемкина И.М., Лавров И.А., Синайский М. А., Ермаков В.И.
Название издания: Доклады Академии наук
Том: 410
Номер: 5
Год выпуска: 2006
Страницы: 640 - 642

Название: Задачи и вопросы по химии окружающей среды: учеб. пособие для вузов.
Автор(ы): Тарасова Н.П., Кузнецов В.А. , Сметанников Ю.В., Малков А.В., Додонова А.А.
Название издания: Изд. "Мир"
Том:
Номер:
Год выпуска: 2002
Страницы: -

Название: Закономерности эмульсионной полимеризации элементного фосфора под действием гамма-излучения
Автор(ы): Тарасова Н.П., Сметанников Ю.В., Пермяков И.В., Мохов А.В.
Название издания: Известия высших учебных заведений. Химия и химическая технология.
Том: 47
Номер: 9
Год выпуска: 2004
Страницы: 50 - 52

Название: Методика применения имитационной эколого-демографо-экономической модели виртуального государства для оценки качества человеческого потенциала
Автор(ы): Кручина Е.Б., Тарасова Н.П., Павловский Ю.Н., Белотелов Н.В., Бродский Ю.И., Оленев Н.Н.
Название издания: Менеджмент в России и за рубежом
Том:
Номер: 4
Год выпуска: 2006
Страницы: 38 - 45

Название: Оценка вклада базовых показателей в динамику комплексного показателя человеческого потенциала при формировании механизмов устойчивого развития экономических систем
Автор(ы): Кручина Е.Б., Тарасова Н.П., Судаков С.А., Мясоедов С.Н., Беляева М.П.
Название издания: Менеджмент в России и за рубежом
Том:
Номер: 2
Год выпуска: 2006
Страницы: 17 - 28

Название: Радиационно-химический синтез фосфорсодержащих полимеров в присутствии неорганических добавок.
Автор(ы): Тарасова Н.П., Сметанников Ю.В., Пермяков И.В.
Название издания: Доклады Академии наук
Том: 380
Номер: 2
Год выпуска: 2001
Страницы: 204 - 207

Название: Реакции элементного фосфора и фосфина с электрофилами в сверхосновных системах XVIII.* Фосфорилирование 1-(хлорметил)-нафталина
Автор(ы): Куимов В. А., Гусарова Н. К., Малышева С. Ф., Сухов Б. Г. , Сметанников Ю. В., Тарасова Н. П., Гусаров A. B., Трофимов Б. А.
Название издания: Журнал общей химии
Том: 76
Номер: 5
Год выпуска: 2006
Страницы: 744 - 749

Название: Реакции элементного фосфора с электрофилами в сверхосновных системах XVII.* Фосфорилирование арилалкенов активными модификациями элементного фосфора.
Автор(ы): Трофимов Б. А., Гусарова Н. К., Малышева С. Ф., Куимов., В. А., Сухов Б. Г., Шайхудинова С. И., Тарасова Н. П., Сметанников Ю. В., Синяшин О. Г., Будникова Ю. Г., Казанцева Т. И., Смирнов В. И.
Название издания: Журнал общей химии
Том: 75
Номер: 9
Год выпуска: 2005
Страницы: 1439 - 1444

Название: Реакция активированного красного фосфора с аллибромидом в условиях межфазного катализа.
Автор(ы): Сухов Б.Г., Малышева С.Ф., Куимов В. А., Сметанников Ю.В., Тарасова Н.П., Лупанов А.Н., Гусарова Н.К., Трофимов Б.А.
Название издания: Журнал общей химии
Том: 74
Номер: 7
Год выпуска: 2004
Страницы: 1219 - 1220

Название: Техногенный риск. Анализ и оценка.
Автор(ы): Алымов В.Т., Тарасова Н.П.
Название издания: ИНЦ «Академкнига»
Том:
Номер:
Год выпуска: 2004
Страницы: -

Название: Химия, ядерная энергетика и устойчивое развитие
Автор(ы): Чекмарев А. М., Тарасова Н.П., Сметанников Ю.В. /под ред. П.Д. Саркисова
Название издания: ИКЦ «Академкнига»,
Том:
Номер:
Год выпуска: 2006
Страницы: -

Название: Экология и устойчивое развитие
Автор(ы): Ягодин Г.А., Тарасова Н.П., Пуртова Е.Е.
Название издания: Изд. дом Международного университета в Москве
Том:
Номер:
Год выпуска: 2005
Страницы: -
Контактная информация

Телефон +7 499 978-7858
Факс +7 499 973-2419

Индекс 125047
Адрес Москва, Миусская пл., д.9

Страница научной группы в интернете
http://www.muctr.ru/~pur

Источник информации: Нанотехнологическое сообщество