Продемонстрирована система доставки медикаментов с помощью наночастиц, управляемых магнитным полем

Исследователи из США создали железосодержащие наночастицы, способные увеличить эффективность существующей методики борьбы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

В целях предотвращения опасного сужения сосудов сердца пациентам с помощью катетера вводят стенты — цилиндрические металлические или пластиковые конструкции. Часто их обрабатывают лекарственными средствами (к примеру, паклитакселом), которые сдерживают рост и размножение клеток и снижают вероятность рестеноза, повторного сужения просвета сосуда. Недостатки этой методики очевидны: стенты могут доставить только фиксированный объём препарата, рассчитанный на однократное применение.

Авторы рассматриваемой работы разместили стенты из нержавеющей стали в сонных артериях живых крыс, после чего в организм животных были введены еще и наночастицы диаметром около 290 нм, выполненные из биологически разлагаемого полимера и магнитного железняка (магнетита) и содержащие паклитаксел. Затем учёные на пять минут включили однородное магнитное поле, приблизительно в десять раз более слабое, чем то, что создаётся в современных установках для магнитно-резонансной томографии. В результате стент и наночастицы намагничивались, и последние перемещались в направлении стента.

В экспериментах на контрольной группе крыс магнитное поле не использовалось. Как выяснилось через пять дней после введения наночастиц, намагничивание увеличивало число частиц, проникших в артериальную ткань, в 4–10 раз. Кроме того, через 14 дней у животных из первой группы были обнаружены значительно более низкие показатели рестеноза, чем у грызунов из контрольной группы.

Поскольку стент не изменяет своё положение, лекарственные средства можно подводить к нему многократно, по мере необходимости изменяя наименования препаратов. По словам исследователей, их методика также позволяет снизить дозировку при сохранении эффективности.

Перспективы практического применения такой системы пока неясны. Авторы надеются заинтересовать ею специалистов и в ближайшие годы перейти к клиническим исследованиям.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам Детской больницы Филадельфии.