Зеленая нанотехнология с помощью чая: наночастицы золота для борьбы с раком

В один прекрасный день исследователи начнут подавать противораковое средство в вечерней чашке свежезаваренного чая – такой вывод может сделать опытный читатель из одного из исследований, результаты которого опубликованы в британском химическом журнале Journal of Materials Chemistry.

Группа ученых в поиске биосовместимых наночастиц золота, которые могли бы быть использованы в медицинских приложениях, открыла новый способ их получения.

Исследователи из Университета штата Миссури (University of Missouri), США в экспериментах с фитохимическими соединениями (phytochemicals), обнаружили, что содержащиеся в обычном черном чае химические вещества обладают способностью восстанавливать золото из растворов его солей с образованием практически безвредных для организма человека наночастиц.

Схема эксперимента была проста: ученые заварили в 10-миллилитровой емкости чай сорта «дарджилинг», а затем аккуратно влили туда же раствор соли золота (химическая формула NaAuCl4), непрерывно помешивая жидкость. Через пять минут раствор окрасился в багровые тона, что сигнализировало об образовании наночастиц золота. По прошествии пятнадцати минут непрерывного перемешивания жидкость пропустили через фильтр с отверстиями диаметром 5 мкм, отделив таким образом наночастицы от чаинок. Опыт повторялся несколько раз при разных температурах чайной заварки (25 ºС и 40 ºС); ученые также экспериментировали с добавлением в раствор гуммиарабика (от лат. gummi — камедь и arabicus — аравийский) — твёрдая прозрачная масса, выделяемая различными видами акаций; зарегистрирован в качестве пищевой добавки E414).

Физические параметры продуктов реакции оценивались с помощью просвечивающего электронного микроскопа; как оказалось, наночастицы имеют сферическую форму, а их средний размер зависит от условий получения и изменяется от 15 до 45 нм. Кроме того, обнаружено, что созданные наночастицы заключены в прочную оболочку, которая препятствует их объединению и обеспечивает превосходную химическую стойкость. Практические возможности золотых частиц определялись в лабораторных условиях на примере клеток рака предстательной и молочной желез; результаты тестирования исследователей не разочаровали — значительное количество наночастиц беспрепятственно проникло внутрь клеток.

Источник: NanoNewsNet