Ульяновский Университет сделает школьников счастливыми нанотехнологами

 


Ульяновский государственный университет выиграл конкурс на разработку концепции и программы учебного модуля «Введение в нанотехнологии», учебных пособий для 10-11 классов, учебных и учебно-методических пособий для учителей с привлечением экспертов ведущих научных и образовательных организаций с учетом обсуждения в рамках научно-методических семинаров. И все это - за 4 месяца!

Московский университет, Новосибирский университет и благотворительный фонд "Успехи физики" все были сняты с конкурса за те или иные мелкие нарушения (с серьезными последствиями) в оформлении документации. Рособразование отводит на выполнение этого важнейшего социально значимого и вообще совершенно новаторского проекта, требующего серьезнейшего задела и комплексной проработки, всего 4 месяца: благодаря пресловутому федеральному закону о торгах государственный контракт УлГУ сможет заключить только в августе, а уже к ноябрю этого года Рособразование будет требовать большое количество конкретных выполненных в срок мероприятий, а также, как обычно, большое количество "документации" к отчету. Если у УлГУ нет существенного задела в области выполнения проекта (а пока что в лидерах нанотехнологического образования он замечен не был), это ставит наших коллег в очень жесткие рамки, которые вряд ли приведут к комфортному выполнению проекта, что в данном случае, несомненно, являлось бы очень важным условием, поскольку дело касается такое деликатной и жизненно важной области, как школьное образование.

Остается только пожелать всяческого успеха в выполнении следующих работ, заявленных в извещении о проведении конкурса:

"1.Разработка концепции и программы учебного модуля «Введение в нанотехнологии», разработка учебных пособий для 10-11 классов, учебных и учебно-методических пособий для учителей с привлечением экспертов ведущих научных и образовательных организаций с учетом обсуждения в рамках научно-методических семинаров:

- разработка стратегии и концепции преподавания современных знаний по инновационной нанотехнологической тематике в учреждениях основного и среднего общего образования с привлечением экспертов и научно-исследовательских групп ведущих научных и образовательных организаций.

- разработка программы учебных модулей «Введение в нанотехнологии» по физике, химии, биологии для 10-11 классов с привлечением экспертов из ведущих научных и образовательных организаций.

- разработка содержательной части учебных модулей «Введение в нанотехнологии» в программы физики, химии, биологии для 10-11 классов (в виде элективных курсов) с привлечением экспертов из ведущих научных и образовательных организаций.

- разработка содержательной части учебного, учебно-методического пособия для учителей по программе «Введение в нанотехнологии» для 10-11 классов с привлечением экспертов из ведущих научных и образовательных организаций.

- организация и проведение не менее 2 (двух) научно-методических семинаров для обсуждения концепции, программы и содержательной части учебных модулей «Введение в нанотехнологии» по физике, химии, биологии для 10-11 классов, учебного, учебно-методического пособия для учителей по программе «Введение в нанотехнологии» (выезд экспертов в базовые регионы [Псков, Ростов - интересно, а почему именно эти города???], общий охват не менее, чем 400 чел. {обычно такие семинары требует не менее, чем полугодовой подготовки!}).

2. Разработка курсов повышения квалификации учителей, проведение научно-методических семинаров с участием экспертов ведущих российских научных центров, учителей профильных дисциплин:

- разработка программы курсов повышения квалификации учителей по учебным модулям «Введение в нанотехнологии» в программы физики, химии, биологии для 10-11 классов и пакета методических материалов к ним (пособия, диски с презентациями для ППС и т.п. {очень хотелось бы после окончания проекта получить эти материалы и оценить их новаторский характер и оригинальность исполнения}).

- проведение научно-методических семинаров с участием экспертов ведущих российских научных центров, учителей профильных дисциплин (2 семинара для региональных ИПК, не менее 170 чел.).

3. Создание механизма предоставления, отбора и экспертных оценок научных знаний для включения их в соответствующие учебные курсы в формате стандартов образования:

- разработка механизма предоставления, отбора и экспертных оценок научных знаний для включения их в учебные модули «Введение в нанотехнологии» и соответствующие учебные курсы в формате стандартов образования.

- разработка и запуск информационной системы, обеспечивающей предоставление, отбор и учет научных знаний, их экспертную оценку и методическую обработку.

- поддержка в режиме реального времени информационной системы, обеспечивающей первичный мониторинг информационного пространства, обработку, целевое перенаправление и хранение информации, а также координацию обсуждения, апробации и доработки учебно-методических материалов {это очень серьезное требование. Ни один сайт, созданный с нуля, не сможет обеспечить достойное выполнение этого обязательного пункта}.

4. Подготовка для размещения в сети Интернет концепции, программы и содержательной части учебных модулей «Введение в нанотехнологии» в программы физики, химии, биологии для 10-11 классов, а также учебных и учебно-методических материалов для учителей.

5. Создание и(или) адаптация ряда сайтов в сети Интернет (!!!) для учителей и учащихся с новостными лентами, поддержанием интерактивной составляющей и открытым доступом к учебным и учебно-методическим материалам.

6. Публикация в сети Интернет учебных и учебно-методических материалов учебных модулей «Введение в нанотехнологии» в программы физики, химии, биологии для 10-11 классов. "

Открытое и прозрачное информирование общественности о ходе реализации этого важнейшего проекта и помощь в его осуществлении может явиться одним из первых реальных дел для обществественного совета по образованию в области нанотехнологий.

Для справки (информация с сайта УлГУ): "В ответ на инициативу Губернатора Ульяновской области по созданию областного центра нанотехнологий, а также поручение Президента РФ от 24 апреля 2007 «О стратегии развития наноиндустрии» (№ Пр-688), Ульяновский государственный университет создал «Центра нанотехнологий и материалов» (ЦНиМ). Кадровую основу для формирования ЦНиМ составляет Ульяновский государственный университет, который ведет опережающую подготовку элитных специалистов высокого уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства. В УлГУ сформировано 26 научных школ, из которых 6 (Гадомский О.Н., Семенцов Д.И., Булярский С.В., Гурин Н.Т., Светухин В.В., Костишко Б.М.) работают в области нанотехнологий и материаловедения. Всего в области нанотехнологий специализируются 12 докторов наук, за каждым из которых стоит кафедра, научная школа или рабочая группа. Научному сообществу хорошо известны научные труды ученых Ульяновской области проф. О.Н.Гадомского и проф. Д.И.Семенцова, посвященные оптике наночастиц. Перспективным являются исследования по нано-пористому кремнию, проводимые под руководством проф. Б.М.Костишко. Теоретические основы кинетики и термодинамики образования наноструктур в твердых телах заложены в работах Булярского С.В. и Светухина В.В. Исследования радиационных нанотехнологий проводятся под руководством Голованова В.Н., Рисованого В.Д., Светухина В.В. Кадровой основой для создания ЦНиМ являются «Инженерно-физический факультет высоких технологий», «Факультет математики и информационных технологий», «Медицинский факультет», а также научные сотрудники НИИАР и др. организаций области, работающие по направлению нанотехнологии, материаловедение, моделирование."

Источник: Нанотехнологическое сообщество "Нанометр"