Инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области информационных и оптических технологий

 


Реализация ИОП позволит готовить выпускников к инновационной деятельности в отраслях, связанных с информационными и оптическими технологиями. Последние относятся к числу ключевых высоких технологий.

Целью реализации ИОП является развитие инновационной системы подготовки специалистов нового поколения по ряду научно-образовательных направлений (НОН) в области информационных и оптических технологий на основе качественного обновления методического, организационного, инфраструктурного и кадрового обеспечения университета.

Указанная цель органически связана с реализацией Стратегического плана развития университета на 2006 – 2012 гг. и с подготовкой элитных специалистов для кадрового обеспечения национальной инновационной системы.

Результаты маркетинговых исследований и прогнозов научно-технического развития и профильных рынков труда, полученные инновационными структурами университета совместно с предприятиями-партнерами и общественно-профессиональными организациями, позволили выделить следующие пять НОН:
• НОН 1 "Технологии программирования и производства программного обеспечения";
• НОН 2 "Встроенные вычислительные системы";
• НОН 3 "Интегрированные компьютерные технологии проектирования и производства приборов и систем";
• НОН 4 "Фотоника и оптоинформатика";
• НОН 5 "Лазерные технологии и системы".

Реализация заявленной ИОП предполагает решение ряда системных задач, к числу которых в первую очередь относятся следующие 5 задач (блоков):
• Задача 1. Образовательный блок направлен на формирование новых и качественно усовершенствованных образовательных программ.
• Задача 2. Интеграционный блок - блок интеграции образования, науки и инновационной деятельности.
• Задача 3. Кадровый блок обеспечивает повышение научно-педагогического потенциала и мотивации активности преподавателей и сотрудников университета.
• Задача 4. Блок предпрофильной подготовки служит для формирования и отбора мотивированного контингента обучающихся.
• Задача 5. Блок внешнего оценивания качества подготовки выпускников вуза.

При решении первой задачи по каждому из пяти указанных НОН должны быть разработаны профессиональные компетенции выпускника, новые образовательные программы, их учебно-методическое обеспечение, а при необходимости – проекты изменений ГОС ВПО по направлениям подготовки.

Для решения второй задачи необходимо разработать соответствующее организационное, информационное (в том числе программное), лабораторное и инфраструктурное обеспечение образовательного процесса.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и сотрудников университета должна быть переориентирована на рост их профессиональной компетентности. Последняя обеспечит более высокий уровень содержательного наполнения учебных модулей и курсов, освоение и применение новых инновационных педагогических технологий и современных образовательных ресурсов.

Решение задачи совершенствования предпрофильной подготовки обучающихся предполагает разработку системы содержательно и объектно-ориентированной инфраструктуры, предоставление на ее основе комплекса образовательных услуг. Приоритетными формами работы должны стать открытые Интернет-конкурсы и олимпиады, виртуальные интерактивные ресурсы, приборные экспозиции и коллекции, популярные и эффектные демонстрации.

Наконец, ИОП предусматривает разработку методологии общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации выпускников.

Предполагается, что задачи ИОП будут решаться во взаимодействии со многими партнерами. К их числу относятся ведущие российские и зарубежные университеты, организации и институты РАН, научно-исследовательские и научно-производственные компании, общественно-профессиональные сообщества и фонды.


Более подробная информация доступна на сайте http://npe.ifmo.ru.