Гранты, стипендии, конкурсы для студентов


30.11.2011

Программы двойных дипломов в российских университетах

Естественным продолжением и развитием программы организованной академической мобильности  Erasmus Mundus Partnership являются программы двойных дипломов, приобретающие все большую популярность в российских вузах.

В исследовании, проведенном по инициативе Tempus, указывалось, что в 2010 году в 79 российских университетах реализовывались 246 программ двойных дипломов, совместных с европейскими университетами. В подавляющем большинстве случаев программы двойных дипломов реализуются для обучения в магистратуре (65%); программы для бакалавриата составляют 20% , для специалитета – 9%, аспирантуры – 6%.

Больше всего программ двойных дипломов - в сфере экономики и менеджмента, на втором месте - инженерно-технические области, далее гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.

Среди стран, реализующих совместные программы с российскими вузами, лидирует Франция. Следующая, со значительным отрывом – Великобритания, затем – Германия, Финляндия, далее - другие страны ЕС.

Проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы при реализации программ двойных дипломов, - те же, что препятствуют выходу российского образования на рынки других стран. Представители российских вузов основной проблемой называют недостаточное знание английского языка российскими преподавателями. Возможности индивидуального обучения на курсах английского языка в Петербурге , Москве, Новосибирске и прочих крупных «университетских» городах высоки; более сложная ситуация – в региональных вузах. Поскольку в 90% случаев преподавание в европейской магистратуре ведется на английском языке, то российская доля образовательных услуг заметно снижена на фоне возрастания доли англо-саксонских стран. Значимость английского языка как языка международного общения такова, что в апреле текущего года при обсуждении программы реформирования среднего образования предлагался вариант введения обязательного ЕГЭ по английскому языку.

Среди прочих административных проблем вузы-участники программ двойных дипломов отмечают:

  • отсутствие достаточного опыта налаживания подобного сотрудничества
  • значительные различия в системах оплаты труда преподавателей
  • различия в системах оценки знаний (многие, но не все российские вузы перешли на письменный экзамен, а в европейских вузах практически везде - только письменные работы, с двойной, а то и тройной их оценкой)

Очень серьезный вопрос - непризнание российской системой образования трехгодичного бакалавриата. В России очень жесткое понимание двухуровневой системы - 4 плюс 2. Но в Европе есть и 3 плюс 1, и 3 плюс 2, а главное - там 12-летняя школа. Многие французские студенты хотели бы приехать к нам в магистратуру, но не могут, потому что мы не признаем их дипломы бакалавра.

Важно, что думают о программах двойных дипломов российские студенты. Получив возможность сравнить отечественное и европейское образование, они отмечают, что дистанция между преподавателем и студентом в Европе значительно короче, нежели у нас, что программа развивает самостоятельность и критичность мышления, дает возможность получения новых компетенций, навыков, знаний; общение в мультикультурной среде способствует расширению кругозора, приобретению новых друзей.

Предложения, сформированные по результатам исследования программ двойных дипломов, были направлены в Министерство образования и науки РФ. Они касаются, в частности, создания нормативной базы, необходимой для развития ПДД, внедрения программы академической мобильности преподавателей и студентов, поддержанной на государственном уровне, повышения уровня языковой подготовки российских преподавателей и студентов.


Новости компаний и ВУЗов

18.04.2017
Минобрнауки по итогам конкурсного отбора назвало 22 опорных вуза

Минобрнауки РФ обнародовало во вторник список из 22-х университетов, которые стали победителями второй волны конкурса опорных вузов.

21.03.2017
Агентство «Эксперт РА» начало подготовку ежегодного рейтинга вузов России

Лучшие вузы будут определены по итогам анализа деятельности учебных заведений, опирающегося на результаты опросов представителей академического и научного сообщества, студентов, выпускников и работодателей.

19.03.2017
Подведены итоги конкурсов Стипендиальной программы 2016/2017 Фонда В. Потанина

Экспертный совет подвел итоги двух конкурсов Стипендиальной программы Владимира Потанина: Стипендиального конкурса для студентов и Грантового конкурса для преподавателей магистратуры.

14.03.2017
В Минобрнауки России утвержден новый порядок приема в аспирантуру

Минобрнауки России утвержден новый порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, направленный на расширение доступности аспирантских программ для поступающих.

09.03.2017
Российские вузы укрепили позиции в предметном рейтинге QS 2017

По итогам предметного рейтинга QS в 2017 году российские университеты увеличили свое представительство до 28 вузов, заняв в общей сложности 147 позиций в 38 предметах и отраслях. МГУ им. М.В. Ломоносова добился лучших за всю историю показателей, попав в список 50 ведущих вузов мира сразу в семи предметах.

...

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ - МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ и СПЕЦИАЛИСТАМ

Программа "Мобильность молодых ученых" Российского фонда фундаментальных исследований

Программа "СТАРТ" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Программа "У.М.Н.И.К." Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Cтуденческий конкурс в рамках Конкурса Русских Инноваций

Конкурс Русских Инноваций

ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ

Малые инновационные компании МГУ им. М.В. Ломоносова

Малые инновационные компании Белгородского государственного университета



Новости о грантах


Конференции