Программы двойных дипломов в российских университетах

 


Естественным продолжением и развитием программы организованной академической мобильности  Erasmus Mundus Partnership являются программы двойных дипломов, приобретающие все большую популярность в российских вузах.

В исследовании, проведенном по инициативе Tempus, указывалось, что в 2010 году в 79 российских университетах реализовывались 246 программ двойных дипломов, совместных с европейскими университетами. В подавляющем большинстве случаев программы двойных дипломов реализуются для обучения в магистратуре (65%); программы для бакалавриата составляют 20% , для специалитета – 9%, аспирантуры – 6%.

Больше всего программ двойных дипломов - в сфере экономики и менеджмента, на втором месте - инженерно-технические области, далее гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.

Среди стран, реализующих совместные программы с российскими вузами, лидирует Франция. Следующая, со значительным отрывом – Великобритания, затем – Германия, Финляндия, далее - другие страны ЕС.

Проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы при реализации программ двойных дипломов, - те же, что препятствуют выходу российского образования на рынки других стран. Представители российских вузов основной проблемой называют недостаточное знание английского языка российскими преподавателями. Возможности индивидуального обучения на курсах английского языка в Петербурге, Москве, Новосибирске и прочих крупных «университетских» городах высоки; более сложная ситуация – в региональных вузах. Поскольку в 90% случаев преподавание в европейской магистратуре ведется на английском языке, то российская доля образовательных услуг заметно снижена на фоне возрастания доли англо-саксонских стран. Значимость английского языка как языка международного общения такова, что в апреле текущего года при обсуждении программы реформирования среднего образования предлагался вариант введения обязательного ЕГЭ по английскому языку.

Среди прочих административных проблем вузы-участники программ двойных дипломов отмечают:

  • отсутствие достаточного опыта налаживания подобного сотрудничества
  • значительные различия в системах оплаты труда преподавателей
  • различия в системах оценки знаний (многие, но не все российские вузы перешли на письменный экзамен, а в европейских вузах практически везде - только письменные работы, с двойной, а то и тройной их оценкой)

Очень серьезный вопрос - непризнание российской системой образования трехгодичного бакалавриата. В России очень жесткое понимание двухуровневой системы - 4 плюс 2. Но в Европе есть и 3 плюс 1, и 3 плюс 2, а главное - там 12-летняя школа. Многие французские студенты хотели бы приехать к нам в магистратуру, но не могут, потому что мы не признаем их дипломы бакалавра.

Важно, что думают о программах двойных дипломов российские студенты. Получив возможность сравнить отечественное и европейское образование, они отмечают, что дистанция между преподавателем и студентом в Европе значительно короче, нежели у нас, что программа развивает самостоятельность и критичность мышления, дает возможность получения новых компетенций, навыков, знаний; общение в мультикультурной среде способствует расширению кругозора, приобретению новых друзей.

Предложения, сформированные по результатам исследования программ двойных дипломов, были направлены в Министерство образования и науки РФ. Они касаются, в частности, создания нормативной базы, необходимой для развития ПДД, внедрения программы академической мобильности преподавателей и студентов, поддержанной на государственном уровне, повышения уровня языковой подготовки российских преподавателей и студентов.