Гранты, стипендии, конкурсы для студентов


30.11.2011

Программы двойных дипломов в российских университетах

Естественным продолжением и развитием программы организованной академической мобильности  Erasmus Mundus Partnership являются программы двойных дипломов, приобретающие все большую популярность в российских вузах.

В исследовании, проведенном по инициативе Tempus, указывалось, что в 2010 году в 79 российских университетах реализовывались 246 программ двойных дипломов, совместных с европейскими университетами. В подавляющем большинстве случаев программы двойных дипломов реализуются для обучения в магистратуре (65%); программы для бакалавриата составляют 20% , для специалитета – 9%, аспирантуры – 6%.

Больше всего программ двойных дипломов - в сфере экономики и менеджмента, на втором месте - инженерно-технические области, далее гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.

Среди стран, реализующих совместные программы с российскими вузами, лидирует Франция. Следующая, со значительным отрывом – Великобритания, затем – Германия, Финляндия, далее - другие страны ЕС.

Проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы при реализации программ двойных дипломов, - те же, что препятствуют выходу российского образования на рынки других стран. Представители российских вузов основной проблемой называют недостаточное знание английского языка российскими преподавателями. Возможности индивидуального обучения на курсах английского языка в Петербурге , Москве, Новосибирске и прочих крупных «университетских» городах высоки; более сложная ситуация – в региональных вузах. Поскольку в 90% случаев преподавание в европейской магистратуре ведется на английском языке, то российская доля образовательных услуг заметно снижена на фоне возрастания доли англо-саксонских стран. Значимость английского языка как языка международного общения такова, что в апреле текущего года при обсуждении программы реформирования среднего образования предлагался вариант введения обязательного ЕГЭ по английскому языку.

Среди прочих административных проблем вузы-участники программ двойных дипломов отмечают:

  • отсутствие достаточного опыта налаживания подобного сотрудничества
  • значительные различия в системах оплаты труда преподавателей
  • различия в системах оценки знаний (многие, но не все российские вузы перешли на письменный экзамен, а в европейских вузах практически везде - только письменные работы, с двойной, а то и тройной их оценкой)

Очень серьезный вопрос - непризнание российской системой образования трехгодичного бакалавриата. В России очень жесткое понимание двухуровневой системы - 4 плюс 2. Но в Европе есть и 3 плюс 1, и 3 плюс 2, а главное - там 12-летняя школа. Многие французские студенты хотели бы приехать к нам в магистратуру, но не могут, потому что мы не признаем их дипломы бакалавра.

Важно, что думают о программах двойных дипломов российские студенты. Получив возможность сравнить отечественное и европейское образование, они отмечают, что дистанция между преподавателем и студентом в Европе значительно короче, нежели у нас, что программа развивает самостоятельность и критичность мышления, дает возможность получения новых компетенций, навыков, знаний; общение в мультикультурной среде способствует расширению кругозора, приобретению новых друзей.

Предложения, сформированные по результатам исследования программ двойных дипломов, были направлены в Министерство образования и науки РФ. Они касаются, в частности, создания нормативной базы, необходимой для развития ПДД, внедрения программы академической мобильности преподавателей и студентов, поддержанной на государственном уровне, повышения уровня языковой подготовки российских преподавателей и студентов.


Новости компаний и ВУЗов

15.08.2017
Три российских вуза вошли в Шанхайский глобальный рейтинг университетов 2017 г

Опубликованы результаты Academic Ranking of World Universities (ARWU) – одного из самых авторитетных международных глобальных рейтингов университетов.

10.08.2017
Открыт набор школьников в Астрономический кружок Московского Планетария

Московский Планетарий открывает набор школьников 6-7 классов в бесплатный астрономический кружок.

31.07.2017
350 российских студентов получат возможность учиться в университетах ШОС

3 августа в Российском университете дружбы народов состоится заседание Национального ректората Университета ШОС (УШОС), на котором будут обозначены планы на учебный год и распределены квоты для студентов из России.

13.07.2017
Компания “Яндекс” составила рейтинг поисковой популярности вузов

В рейтинг вошли 264 российских высших учебных заведения. Возглавил список МГУ им. М.В.Ломоносова: на него приходится почти 5% запросов. В топ-5 также вошли Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, НИУ “Высшая школа экономики”, Санкт-Петербургский госуниверситет, Казанский (Приволжский) федеральный университет.

13.07.2017
Вузы и учебные центры получили право присуждать собственные ученые степени

Право присуждать собственные ученые степени на базе своих диссертационных советов получили около 100 вузов и учебных центров. Об этом во вторник заявил председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий на заседании общественного совета проекта "Модернизация образования" партии "Единая Россия".

...

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ - МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ и СПЕЦИАЛИСТАМ

Программа "Мобильность молодых ученых" Российского фонда фундаментальных исследований

Программа "СТАРТ" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Программа "У.М.Н.И.К." Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Cтуденческий конкурс в рамках Конкурса Русских Инноваций

Конкурс Русских Инноваций

ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ

Малые инновационные компании МГУ им. М.В. Ломоносова

Малые инновационные компании Белгородского государственного университета



Новости о грантах


Конференции