В.А. Садовничий назвал принципы эффективной политики в области подготовки высокопрофессиональных кадров

 


17 июня состоялось заседание правления Торгово-промышленной палаты России, посвященное обсуждению вопросов формирования кадров для модернизации экономики. С заявлением о принципах эффективной политики в области подготовки высокопрофессиональных кадров выступил ректор МГУ, президент РСР академик В.А. Садовничий.

Отмечая основополагающую роль соглашения о стратегическом партнерстве Российского Союза ректоров и Торгово-промышленной палаты, заключенного 8 июня 2006 г. в рамках VIII съезда Союза, Виктор Антонович указал на то, что за выработку кадровой стратегии России равно ответственны государство, научно-образовательная корпорация и деловое сообщество: «Решение кадрового вопроса сегодня не является вопросом только образования, только бизнеса или только государства. Это наш общий вопрос, и потому только в активном диалоге может быть выработано его результативное решение, соответствующее задачам государственного развития».

В.А. Садовничий отметил, что отправным пунктом планирования кадров для России, ориентированной на экономику знаний, должно стать четкое фиксирование участниками рынка своих перспективных планов в данной области – определение отраслей, планов развития, проектов, которые позволят сбалансировать параметры профессиональной подготовки в вузах. «Образованию важно понимать, каковы ожидания экономики в тех или иных специалистах - нам нужен от вас кадровый запрос»,- обратился президент РСР к деловому сообществу.

Виктор Антонович заметил, что по опыту Московского университета, частичные кадровые запросы от бизнеса «поступают на подготовку юристов, экономистов, управленцев, но пока еще не поступало ни одной заявки на специалистов в области супервычислений, хотя без этого невозможно развитие технологий авиастроения, геологоразведки и фармацевтики, на специалистов в области нанотехнологий, биотехнологий». По мнению президента РСР, это означает, что высшая школа пока опережает бизнес в освоении прорывных сфер, в т. ч. в подготовке уникальных кадров, сочетающих в себе исследовательский потенциал и навыки практической работы в тех или иных областях.

В.А. Садовничий также призвал промышленников и работодателей определить свои требования к кадрам для высокотехнологичных сфер и зафиксировать, насколько им соответствует двухуровневая система профессиональной подготовки: «Мне представляется, что за 4 года подготовить специалиста для высокотехнологичных отраслей, невозможно, ведь он с необходимостью должен обладать профессиональными компетенциями и фундаментальными знаниями в целом ряде направлений, поэтому, например, в МГУ, на подготовку таких специалистов мы отводим 5,5-6 лет».

Президент РСР отметил, что научно-образовательное сообщество осознает свою ответственность за подготовку нового поколения кадров: «Мы понимаем, что ответственны за решение проблемы качества образования». В.А. Садовничий указал ряд важных шагов в этом направлении: «Первым шагом мы считаем стабилизацию качества школьного образования, и значительные усилия сегодня в этом направлении предпринимаются. Далее – мы должны поднять качество высшего образования. Вузовская корпорация сейчас проводит колоссальную работу в области качества, и мы приглашаем к ней промышленников и работодателей, в том числе к обсуждению требований к подготовке специалистов. Также нам крайне необходимо собрать в единую систему различные этапы подготовки кадров - нужно не просто выдавать аттестаты и дипломы, а давать молодежи импульс к раскрытию на каждой последующей ступени становления – в университете, в аспирантуре, на рабочем месте».

Ректор МГУ указал на то, что эффективная политика в области подготовки высокопрофессиональных кадров в качестве основополагающего направления должна включать в себя работу по восстановлению культуры интеллектуального труда: «Сегодня мы возрождаем интеллектуальную культуру общества, научную культуру профессионалов, проявляющуюся во все возрастающем интересе к новым технологиям. Без культуры высокого отношения к настоящему делу мы не сдвинемся в общегосударственном развитии. А чтобы привить ее, надо работать на всех ступенях развития личности – с детства до профессионального становления».

Предложения В.А. Садовничего были поддержаны членами Правления Торгово-промышленной палаты России. Президент ТПП РФ Е.М. Примаков указал на то, что вопрос подготовки кадров для модернизации экономики может быть решен только при самом активном диалоге образовательного и делового сообществ.


Источник: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова