Виктор Антонович Садовничий призвал СМИ к сотрудничеству с научно-образовательной корпорацией в области просвещения

 


Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ академик В.А. Садовничий, выступая 15 апреля 2010 года на заседании Совета по качеству общего образования в РФ, призвал отечественные средства массовой информации к партнерству с образовательно-научным сообществом в построении системной просветительской информационной политики в России: «Я хотел бы призвать к сотрудничеству средства массовой информации, всех, кому небезразличны наука и образование, к сотрудничеству с академической корпорацией с тем, чтобы мы по-настоящему воспитывали людей, отвечающих за будущее нашей страны». Значение СМИ в этом процессе, по мнению президента РСР, является особым, поскольку они обладают ресурсом наибольшего влияния на сознание общества в целом, детей и молодежи в частности.

В рамках такого партнерства президент РСР призвал значительно усилить специальное сообщество журналистов, которые пишут об образовании и науке, в т.ч. посредством их регулярного взаимодействия с вузовскими профессионалами, а также организовать в российских университетах подготовку журналистов с данной специализацией: «У нас очень небольшой пул профессиональных журналистов, пишущих и работающих в этом направлении. Мне кажется, было бы неплохо их организовать и поддерживать. Если хотите, это - заказ со стороны работников образования и науки».

В.А. Садовничий указал, что на современном этапе наиболее эффективной формой реализации партнерства академического сообщества и СМИ является государственно-общественный заказ, который предполагает создание и поддержку медиаплощадок, а также производство медиапродуктов образовательной и просветительской направленности: «Надо создавать и настойчиво реализовывать этот заказ у нас в стране. Я думаю, пока это единственный способ уйти от околонаучных трактовок и непрофессиональной подачи информации об образовании и науке».

Необходимость консолидации просветительских медиаресурсов, по мнению президента РСР, обусловлена тем, что сегодня отмечается крайне невысокая доля просветительских программ и публикаций, целью которых является повышение образовательного уровня зрителей, их культурное и духовно-нравственное развитие: «На данный момент эти темы в СМИ являются второстепенными, по сравнению с развлекательными и информационными. На телевидении существуют лишь отдельные образовательные программы, а научно-популярные журналы издаются недостаточным тиражом – поэтому они не оказывают серьезного влияния на формирование соответствующей культуры в нашем обществе».

В.А. Садовничий призвал обратиться к опыту СМИ - к примеру образовательного канала Центрального телевидения СССР «Российские университеты», который работал до 1996 года, а также к нынешней практике зарубежного телевидения, например, каналов, Би-Би-Си (Великобритания), ОРД (Германия), СВТ (Швеция), общественный характер которых позволяет занимать значительное место в сетке вещания социально ориентированным и просветительским передачам.

Президент РСР отметил, что ответственное взаимодействие вузовского сообщества и СМИ в реализации социально ответственной информационной политики в области науки, образования и просвещения может эффективно реализоваться при поддержке государства путем создания специального телевизионного канала: «Здесь не следует жалеть средства, даже понимая, что такой канал поначалу будут смотреть всего 10-15 процентов населения. Я уверен, что он окупится в очень скором времени, потому что его передачи будут нацелены на будущее нашей страны, которую мы хотим видеть сильной, устойчивой и развитой».


Источник: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова