Сможем ли мы сохранить в университетах лучших?

 


Экономическая ситуация в стране уже многие годы “вымывает” молодых людей из университетов после окончания учёбы. В первую очередь это относится к талантливым специалистам по информационным технологиям (в особенности программистам), у которых нет проблем с трудоустройством на высокооплачиваемую работу как у нас в стране, так и за рубежом. При этом отметим, что в последнее десятилетие подавляющее большинство наших выпускников остается в России.

Если в этой ситуации не принять срочные меры, то уже через несколько лет в университетах некому будет преподавать информационные технологии, в том числе и потому, что изменения в этой области происходят очень быстро.

Надежда на молодых совместителей также не выдерживает критики, так как “на бегу” нельзя обучать даже бегу. “В этой ситуации еще как-то можно обучать, но нельзя воспитывать”, — считает академик РАН, генеральный конструктор атомных подводных ракетоносцев С. Н. Ковалев.

По нашему мнению, единственным реальным выходом из этой трагической ситуации является предложенная нами инициатива в ИТ-образовании России “Сохраним в университетах лучших!”. Ее суть состоит в том, что лучшие должны не только оставаться в России, но и работать в университетах на постоянной основе; необходимо возродить советский опыт работы, когда преподаватели приходили на работу в 10 утра, а уходили в 10 вечера, занимаясь при этом воспитанием, образованием, наукой и общественной работой.

Обеспечить это в нынешних условиях, по-нашему мнению, можно только одним способом: лучших в университетах должны содержать те компании, которые думают о своем будущем и хотят постоянно получать квалифицированных выпускников. При этом они должны понимать, что для того чтобы получать хороший урожай, нельзя съедать посевной материал. Эта идея с большим трудом осознается руководителями даже отечественных компаний, не говоря уже о менеджерах крупных зарубежных фирм в России, которые не уполномочены решать такие вопросы.

Тут возникают два вопроса: что мы понимаем под термином “лучшие”, и почему их кто-то должен содержать? Ответим на них на примере опыта нашего коллектива — кафедры “Компьютерные технологии” Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, известной своими выдающимися успехами в области олимпиадного программирования.

Анатолий Шалыто

Полный текст статьи на сайте PCweek.ru