ОК РУСАЛ выделит гранты на реализацию лучших инновационных идей по применению алюминия в транспорте

 


ОК РУСАЛ, крупнейший в мире производитель алюминия и глинозема, объявляет о подведении итогов первого этапа глобальной программы инновационных исследований - долгосрочного совместного проекта ОК РУСАЛ и Международного института алюминия (IAI), целью которого является поиск новых идей по применению алюминия и расширению сфер использования металла. Комитет конкурса, в который входят представители ОК РУСАЛ, Международного института алюминия (IAI) и независимый эксперт Томас Грейдель, профессор Йельского университета, выбрал три лучших проекта, которые получат гранты от ОК РУСАЛ в 2009 году.


Главная цель трехлетней международной программы - стимулировать использование алюминия и создание коммерчески успешных продуктов на его основе через применение металла в инновационных технологиях. В июне 2008 года ОК РУСАЛ и Международный институт алюминия (IAI) объявили о приеме заявок на участие в международном конкурсе инноваций. Темой первого этапа конкурса стал транспорт. Сегодня транспорт – один из главных источников угрозы глобального потепления, поскольку на него приходится 19% выбросов углекислого газа. Снижение выбросов углекислого газа является первоочередной задачей для всего человечества. Использование одного килограмма алюминия при замене им более тяжелых металлов позволяет уменьшить выброс углекислого газа на 20 кг в течение всего жизненного цикла автомобиля. По данным Международного института алюминия, сокращение веса автомобиля на 100 кг за счет использования деталей из легкого алюминия экономит до 0,6 литров бензина на каждые сто километров пробега автомобиля.

К участию в конкурсе были приглашены известнейшие российские и международные ВУЗы и научно-исследовательские центры. Приглашения к участию в конкурсе были направлены в более чем сто крупнейших университетов в пятнадцати странах мира. По итогам первого этапа было отобрано более 30 заявок от университетов и научно-исследовательских центров из России, США, Австралии, Европы и Азии. Из этих проектов было выбрано три, которые в наибольшей степени соответствуют критериям конкурса: имеют наибольший потенциал использования уникальных свойств алюминия для получения преимуществ в экологии, энергосбережении и рациональном использования ресурсов.

Проекты-победители 2008 года:
• Алюминий как источник водорода для автотранспорта - Университет Куртин (Curtin University), Австралия. Цель проекта - использовать алюминий в качестве материала для накопления и удержания водорода для решения главной проблемы перехода на «водородную экономику». Водород обещает заменить в будущем нефть и газ в качестве источника топлива автомобилей будущего. Алюминий, как легкий и широкодоступный металл с высоким энергетическим потенциалом, - единственный универсальный материал, который можно использовать для удовлетворения транспортных нужд всей планеты. Предварительные эксперименты, проведенные группой исследователей австралийского университета, показали, что наночастицы AlH3, заключенные в оболочку солей, удерживают водород, который затем может быть выделен механическим способом. Дальнейшие исследования этого процесса позволят оптимизировать технологию и создать жизнеспособную систему для накопления и удержания водорода. Практическое применение новой технологии в транспортных средствах позволит перейти в будущем на создание автомобилей, которые вместо бензина будут потреблять водород, что существенно снизит воздействие транспортных средств на окружающую среду и внесет огромный вклад в решение глобальной проблемы климатических изменений. Проект рассчитан на три года. ОК РУСАЛ выделит на проект 180 тыс. долларов США.

• Разработка нового эффективного алюминиевого сплава для автопромышленности - Московский государственный институт стали и сплавов (МИСИС), Россия. Промышленное использование предлагаемого высокотехнологичного и термически стабильного деформируемого алюминиевого сплава на базе системы Al-Cu-Mn-Zr позволит повысить эффективность производства транспортных средств, снизив количество технологических процессов при изготовлении продуктов из деформируемых сплавов. Например, сегодня в автопромышленности используются алюминиевые детали и продукты из сплава алюминия 6xxx серии, обработка которых требует осуществления ряда энергозатратных операций. Обработка предлагаемого сплава напротив не потребует проведения операции гомогенизации (слитков) и закалки (полуфабрикатов). В случае успешной реализации проекта автопромышленность получит новый уникальный сплав алюминия, который позволит автопромышленности сократить затраты на электроэнергию при производстве деталей и продуктов из алюминия и тем самым снизит выбросы углекислого газа в атмосферу. Проект рассчитан на два года. ОК РУСАЛ выделит на проект 160 тыс. долларов США.

• Технология плетёных конструкций из алюминиевых волокон - Нижегородский Государственный технический университет, Россия. Проект предполагает разработку технологии создания объёмных «вязаных» композитных конструкций на основе алюминиевого волокна. В отличие от технологии углеродных композитов эта технология основана на использовании металлического волокна с особыми способами упрочнения, что позволяет снизить общий вес конструкций до 40%. При этом энергетические затраты производства металлокомпозита в десятки раз ниже, по сравнению с традиционными металлическими конструкциями, так как энергия тратится не на расплавление металла, а на его пластическую деформацию. Это позволяет получать металлокомпозитные структуры для автопромышленности, стоимость которых существенно ниже других аналогов. Использование легких и прочных алюминиевых композитов в транспорте позволит снизить вес транспортного средства и экономить топливо, сократив выбросы углекислого газа в атмосферу. Проект рассчитан на три года. Общая стоимость проекта составит 500 тыс. долларов США.

Финансирование будет выделено в 2009 году. ОК РУСАЛ ожидает получить результаты в виде прототипов в течение следующих двух лет.


Полный текст пресс-релиза опубликован на сайте www.rusal.ru.