Вопросы ИТ-образования акцентировали в Санкт-Петербурге

 


Одной из основных заявленных тем круглого стола «Проблемы образования и подготовка кадрового резерва инновационной экономики России» было обсуждение подготовки кадрового национального резерва России, обладающего гармоничным набором знаний и навыков, актуальных для экономики 21 века. В задачи круглого стола также входило обсуждение развития и модернизации учебных программ, образовательных методик, факультативных занятий - как в средней, так и в высшей школе.

Заседание проходило в стенах РГПУ им. Герцена. Педагогический вуз является одним из первых партнёров компании Intel в Петербурге в рамках программы «Обучение для будущего» и с 2002 года поддерживает тесную связь с американской корпорацией. Заседание открыл директор корпорации Intel в РФ по связям с общественностью Евгений Закаблуковский: «Задача построения экономики – одна из первоочередных для России. К решению этого вопроса привлечены органы власти, наука и образование, а также представители крупной высокотехнологичной индустрии».

По мнению начальника отдела модернизации образования Леонида Илюшина, проблема нехватки квалифицированных специалистов с позиции комитета по образованию как органа, курирующего политику в этой области, заключается в необходимости качественных изменений в содержании и форме в соответствии с требованиями времени. Необходимость соотнесения информационных технологий и системы образования определяется современным технологическим прогрессом. Для решения этой проблемы был запущен один из пяти национальных проектов «Образование» - «Информатизация», единственный проект с использованием регионального софинансирования.

Ещё одной проблемой, по словам Леонида Илюшина, является то, что абсолютное большинство педагогов воспитывалось в старой парадигме образования. Именно поэтому большую значимость приобретают различные дополнительные методики, курсы повышения квалификации и пр., в основе которых заложено использование информационных технологий.

Как отметила консультант кадрового агентства «AVANTA Personnel» Наталья Числер, у большинства вузов отсутствует надлежащая материальная база для обеспечения студентов всеми необходимыми знаниями и навыками, и они вынуждены заниматься самообразованием уже будучи принятыми в ту или иную компанию. «Отчасти острую нехватку определённых умений и навыков у работника компенсируют различные тренинговые центры и собственные учебные заведения при некоторых компаниях. Но это требует больших материальных затрат, что под силу только крупным корпорациям», - отметила менеджер по корпоративным связям отдела развития Европейского университета в Санкт-Петербурге Алла Самолётова.

По оценке декана факультета информационных технологий и программирования СПбГУ ИТМО Владимира Парфенова, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге присутствует около 400 ИТ-компаний и 20 тыс. разработчиков. Плановое развитие ИТ-сферы подразумевает ежегодный численный рост этих показателей на 10-15 %, что составляет от 2 до 3 тыс. новых специалистов, в то время как общее число программистов, подготовкой которых занимается только 5 основных технических вузов, не превышает 300.

Для разрешения вопроса о нехватке кадрового резерва в ИТ-сфере уже приняты некоторые меры. В частности, ведётся учёт и курирование всех студентов и школьников, сумевших проявить свои способности на различных конкурсах и олимпиадах. Также в Петербурге заявлена программа по выявлению 2-3 тыс. наиболее талантливых школьников с целью курирования их на протяжении 1-3 курсов обучения в вузе и предоставления дополнительных бесплатных программ образования.

Политика компании Intel в сфере образования определяется несколькими тезисами, которые озвучил вице-президент Intel Уилл Своуп: «Инвестируя средства в обучение, мы способствуем развитию точных и естественных наук. Благодаря этому становится возможным разрешение вопросов, с которыми сталкивается современное общество». По словам Уилла Своупа, компанией Intel внимание акцентируется в основном на преподавателях среднего и высшего звена, поскольку через них можно воздействовать на более широкий круг школьников и студентов.

Среди поставленных перед участниками круглого стола задач была заявлена организация целевых рабочих групп с участием Правительства Санкт-Петербурга, Федерального Агентства по образованию, представителей ИТ-индустрии и организаций, работающих по федеральным проектам, для дальнейшего сотрудничества. Однако это инициатива не получила своего развития на официальной части конференции, поскольку представители органов власти по тем или иным причинам не смогли участвовать в заключительной дискуссии.


Автор: Константин Столяров (info@spbit.ru)
Полный текст статьи опубликован на сайте www.spbit.ru