"Школы техноброкеров" подготовят специалистов по коммерциализации научных результатов

 


Рождающиеся в стенах академических институтов результаты, которые могли бы найти практическое применение, зачастую остаются нереализованными. Решить проблему может помочь становление новой профессии — технологических брокеров. Такие специалисты способны оценить прикладное значение научного результата, знают об инструментах и способах его коммерциализации. Неделю назад при поддержке РВК сразу в двух столицах прошли параллельные «Школы Техноброкеров».

Около 40 молодых ученых в Москве и 50 в Санкт-Петербурге изучали, как стать посредником между наукой и бизнесом и как внедрять в производство научные разработки. Программу в Москве проводила команда молодых ученых из институтов РАН, в Петербурге — из Университета ИТМО. В северной столице школа прошла уже в третий раз, в Москве же это был первый опыт организации такой программы. Один из организаторов, старший научный сотрудник ФИЦ Биотехнологии РАН Денис Курек, объяснил, что в системе РАН сегодня вообще нет специалистов, которые занимаются коммерциализацией научных результатов.

Среди экспертов, которые делились знаниями на московской школе техноброкеров, были представители Института передовых производственных технологий СПбГУ, Открытого университета Сколково, Центра научно-технического форсайта ИТМО, группы компаний «Позитивные технологии». РВК на интенсиве представлял менеджер по развитию трансфера технологий проектного офиса Сергей Марданов. «Ученые говорят на одном языке, корпорации на другом, а ‪техноброкеры‬ должны переводить с одного языка на другой», — уверен Сергей. Ключевая ошибка, которая часто совершается сегодня, по его словам, состоит в том, что большинство не до конца понимает разницу между техноброкерством, технологическим трансфером и технологическим предпринимательством: «Это разные стадии процесса, начинающегося с технологического трансфера, переходящего затем в брокерство и уже только потом в технологическое предпринимательство. Мы же сегодня пытаемся сразу научить всех ученых быть технологическими предпринимателями, что для них вообще не свойственно. Не нужно каждого ученого принуждать делать стартапы, нужно создавать отдельное звено специалистов, которые будут выстраивать мосты между наукой и бизнесом».

Одну из лекций для слушателей курса в Санкт-Петербурге прочитала руководитель практики по интеллектуальной собственности в адвокатском бюро «Качкин и партнеры» Екатерина Смирнова. «Для того, чтобы стать хорошим технологическим брокером, нужно быть немного юристом, немного экономистом, бизнесменом, разработчиком. Сегодня таких специалистов немного, но я надеюсь, что общими усилиями их станет больше», – считает эксперт.

Ученики в группах работали над реальными проектами по коммерциализации, большую часть которых «привезли» с собой участники интенсива. «Моя команда разрабатывала мобильное устройство для проведения анализа ДНК. Это было очень интересно, мне удалось узнать новое в совершенно незнакомой сфере, а моим коллегам — узнать от меня небольшие маркетинговые хитрости для своих дальнейших проектов. Очень здорово, что в нашей команде были и “технари”, и гуманитарии, мы смогли научить друг друга чему-то новому», — поделилась впечатлениями одна из участниц курса, Анастасия Карикова (Финансовый университет при Правительстве РФ). Еще одна участница, Алиса Михляева (Курчатовский институт) призналась, что до школы даже не задумывалась о возможностях ее собственных научных проектов: «Теперь я понимаю, что надо больше внимания обращать на внешний мир и стараться коммерциализировать свои идеи». А Александр Пугачук из МГТУ им. Н.Э. Баумана рассказал, что школа позволила ему более четко понять, как взаимодействуют между собой производитель и потребитель. «Но самым значимым результатом интенсива для меня стало большое количество новых полезных контактов и даже новых друзей, которые смогут помочь создать эффективный бизнес».

Источник: https://www.facebook.com/rusventure/posts/1169205759775171