Как малому предприятию получить признание на международном рынке

 


Более трех с половиной десятилетий назад в Великобритании был предложен инструмент, позволяющий существенно упростить отношения поставщиков и потребителей товаров и услуг. Речь идет о разработанных в 1979 году национальных стандартах системы менеджмента качества. Первые стандарты были разработаны в Британском институте стандартов и регулировали отношения в пределах национального рынка Великобритании. До принятия первых стандартов заключение крупных сделок становилось возможным лишь после посещения потребителем заводов и компаний потенциального партнера-поставщика.

Созданные британскими специалистами системы стандартов были в дальнейшем положены в основу международной системы, поддерживаемой и разрабатываемой профильной международной организацией, - International Organization for Standardization (ISO).

Разработанные и принятые на международном уровне, стандарты на системы менеджмента качества стали тем универсальным инструментом, который позволяет дистанционно принимать решения о возможности бизнес-взаимодействия.

Стандарты, принятые на международном уровне, неоднократно пересматривались. Используемые в настоящее время стандарты имеют обозначение ISO 9001. Около 200 стран используют международные стандарты и развивают национальные версии. В общем случае, если предприятие сертифицировано по международным стандартам системы качества менеджмента, то это говорит о высоком качестве производимой продукции или предоставляемых услуг, так как производственные процессы становятся управляемыми и контролируемыми. Несмотря на привлекательность идеи, сертификация по ISO 9001 не является обязательной процедурой; решение об использовании этого инструмента или его игнорировании принимает каждая компания в соответствии собственным выбором.

В общем случае в компаниях, следующих рекомендациям ISO, стандарт оказывается не просто руководством по управлению качеством организации и маркером для потенциальных бизнес-партнеров, но, в том числе, и мощным маркетинговым инструментом. Эта закономерность часто справедлива и для компаний, специализирующихся на оказании услуг, несмотря на особенности получения сертификата для компании сферы услуг по сравнению с производственным предприятием.

Компаниям, работающим в сфере услуг, процесс сертификации может быть полезен для выявления и коррекции отклонений, возникающих при реализации услуги, распределения обязанностей и ответственности подразделений компании, формирования «обратной связи» с клиентами.

Согласно данным международной организации ИСО, в последние годы отмечается переход активности процедуры сертификации с европейского рынка в страны Юго-Восточной Азии. На первое место в мире по интенсивности сертификации вышел Китай, массово вобравший в себя мировые производства. Компании стран с динамично развивающейся экономикой, следуя мировым стандартам, стремятся продемонстрировать аудиторам и партнерам свою способность удовлетворить высокие международные требования к качеству продукции и услуг.