Секреты роста в международных рейтингах вузов от МИСиС и мировой научной элиты

 



Российским университетам для развития в авторитетных международных рейтингах необходимо фокусировать внимание на привлечении ключевого научного и преподавательского состава с мировым именем, развитии духа предпринимательства своих студентов, проводить исследования международного уровня, уметь коммерциализировать свои разработки, интернационализировать образование. Это лишь неполный список шагов, которые нужно предпринять отечественным вузам для вхождения в топ-100 мировых рейтингов в ближайшие несколько лет, таковы итоги первой встречи мировой научной элиты в рамках Международного научного совета НИТУ “МИСиС”, нового и уникального для российских науки и образования механизма роста международного признания вузов. Вот что рассказали деятели Кэмбриджа, Стэнфорда, Техниона, члены Нобелевского комитета о путях повышения конкурентоспособности российских университетов на мировом уровне

QS.jpg

В мире сегодня работают более 25 тыс. вузов. Вхождение в сотню лучших университетов мира по версии авторитетных международных рейтингов "QS", “Times high education” и Шанхайского рейтинга (большая тройка) - такой же национальный приоритет России, как и организация Олимпийских игр в Сочи или, например, создание настоящего квантового компьютера, машины, способной на месяцы вперёд предсказывать почти со 100%-й точностью прогноз погоды и приближающей человечество к настоящему искусственному интеллекту

Ведущий университет мирового уровня это признак великой страны, показатель её конкурентоспособности, точка, где производится новое знание и формируется интеллектуальная элита. Вхождение в топ-100 рейтингов это не самоцель, а определённый индикатор, который позволяет сравнить достижения нашей страны с достижениями других стран. С другой стороны, это сигнал для внешней среды: в этих университетах – ведущие учёные, качественные образовательные программы, нужно стремиться к тому, чтобы здесь работать и учиться. Эти университеты не просто соответствуют мировым стандартам – они эти стандарты задают

МИСиС один из 15 ведущих российских университетов, получивших государственную поддержку для развития в международных рейтингах по программе "5-100-2020". Ежегодно вузы-участники проекта, защитившие свои программы повышения конкурентоспособности, получают порядка 600 млн. руб. Международный научный совет это новый инструмент отечественных вузов, призванный аккумулировать лучший мировой опыт из первых рук для достижения цели войти в сотню лучших университетов мира уже в предстоящую пятилетку. В 2013 г. МИСиС первым из российских университетов создал Международный научный совет

“Одним из важных проектов программы повышения конкурентоспособности НИТУ «МИСиС» является формирование Международного научного совета – это новый эффективный инструмент, призванный аккумулировать лучший мировой опыт для достижения нашей стратегической цели. На основе знаний, рекомендаций и мнений, которыми делятся признанные в научном сообществе лидеры, мы разрабатываем собственную, индивидуальную траекторию интеграции в международное академическое пространство”, - прокомментировала ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова

Члены МНС МИСиС считают, что определяющее значение для продвижения университетов в международных рейтингах имеет уровень проводимых научно-исследовательских работ, количество и качество патентов, а также привлекаемые к сотрудничеству учёные и преподаватели.

Линдси Гриер.jpg

Проф. Линдси Гриер, декан факультета Материаловедения и металлургии Кембриджского университета, подчеркнул, что Россия может ориентироваться на примеры высших учебных заведений юго-восточной Азии, многие из которых всего за несколько лет буквально "влетели" в первую сотню лучших вузов.

"Например, Гонконгский университет науки и технологий (Hong kong university of science and technology) и вовсе воспользовался непростым финансовым положением университетов США, вынужденных сокращать позиции профессоров, доведя их присутствие в своём штате до 22%. Привлечение к работе в вузе учёных и преподавателей с мировым именем, помимо развития перспективных направлений исследований науки и техники, также оказывает большое влияние и на уровень цитируемости университета. Харбинский институт технологий (Китай) (Harbin institute of technology) идёт ещё дальше и в большом объёме заключает договора с зарубежными учёными, что способствует обеспечению высокой публикационной активности вуза, с условиями ограниченного пребывания этих учёных на территории университета и их обязательства включать университет в свой профайл Thomson Reuters. В целом, азиатские вузы активно привлекают к сотрудничеству лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий, что особенно ценится в Шанхайском рейтинге", - сказал проф. Гриер

Элазар Гутманас.jpg

Для выполнения данной задачи необходимо в т.ч. создание в вузах Foreign office, специализированной структуры для поиска и найма выдающихся учёных и преподавателей по профильным направлениям. Это подразделение также помогает в урегулировании миграционных и визовых формальностей, в вопросах размещения, трудоустройства, адаптации и т.д., организуя т.о. принцип "одного окна" Значимым критерием развития в международных рейтингах является прочная связь исследований и реальных потребностей бизнеса и государства. По мнению Элазара Гутманаса, профессора израильского университета "Технион" (Technion), сегодня критически важно уже с первых курсов обучения развивать у студента не только дух инженера, но и предпринимателя. "В России сегодня слабая связь между знаниями, которые приобретаются в инженерной школе, и предпринимательством. Многие молодые россияне, закончив технологический вуз, попросту уходят в коммерцию. Возьмём наш Технион. Здесь уже много лет существует курс технологического предпринимательства, читаемый проф. Даном Шехтманом, Нобелевским лауреатом по химии 2011 г., который прослушали уже более 10 тыс. студентов. Впоследствии многие из них успешно организовали свои стартапы. В прошлом году Технион вышел в топ-10 университетов мира, выпускники которого создали успешные стартапы. Также наш университет поднялся на шестое место по выпускникам, занявшим посты CEO (генеральных директоров, прим.) крупных компаний (с оборотом более $1 млрд.). Моя мысль в том, что инженеры также должны быть менеджерами и маркетологами! Ещё один пример. За последние полгода 2 израильских стартапа были реализованы за огромные деньги: один из них, "Ways" (технологии навигации), купила Google за $1 млрд., другой приобрела японская компания за $900 млн.", - отметил проф. Гутманас

Для реализации описанного подхода, по мнению членов Международного научного совета МИСиС, необходимо создание системы венчурного финансирования в университетах, с привлечением сторонних инвесторов, а также развитие собственных бизнес-инкубаторов, образовательной деятельности в области предпринимательства, консультирования start-up-компаний

Постех.jpg

Российские вузы должны не только помогать начинающим компаниям своих студентов и выпускников, но и уделять существенное внимание коммерциализации имеющихся перспективных разработок. Необходимо создание центров трансфера технологий, которые будут способствовать развитию интереса бизнеса и государства к проводимым в университетах исследованиям. Эффективным инструментом в данном вопросе является формирование R&D-центров (англ. research and development, центры исследований и разработок) корпораций на базе вузов. Таким путём, в частности, пошёл китайский университет "Постех" (Pohang university of science and technology). Металлургическая корпорация "Posco" это один из основных заказчиков исследований вуза, Posco research lab - её исследовательская лаборатория, базирующаяся в университете, специализируется на краткосрочных исследовательских проектах, быстром выявлении и исправлении проблем производства. Отдельно при Постехе создан институт "Rist", фокусирующий свою деятельность на прикладных исследованиях и внедрении новых технологий, проекты носят долгосрочный характер. Схожим образом действует KAIST, Корейский институт науки и технологий (Korea advanced institute of science and technology), который вывел исследования и инфраструктуру для них в отдельную организацию "KAIST institute"

Отдельное внимание члены МНС МИСиС уделяют проблемам терминологии в мировых рейтингах и цитируемости учёных в международных изданиях, месту этих факторов в рэнкингах. "Большая тройка рейтингов обладает комплексной системой сбора данных, это её отличительная черта. Самые простые вопросы в рамках таких систем приобретают огромное значение. Простой вопрос, как, например, кто является профессором университета. Казалось бы, на него легко ответить. Но в разных университетах определение данной должности будет различным. Это касается, в первую очередь, сфер ответственности, которые берёт на себя профессор. Смысл в том, что, например, в рейтинге "Times higher education" под профессором может пониматься один специалист, а в рассматриваемом университете немного другой. Ещё один пример. Такой простой индекс, как количество публикаций на профессора. Очень легко допустить ошибку, если неправильно определить, как раз-таки, количество профессоров. От этого индекс может существенно измениться, что напрямую повлияет на рейтинг университета", - сказал проф. Гриер

Каковы же могут быть пути решения таких вопросов?

Российским вузам, в частности, необходимо развивать сервисную поддержку публикационной активности своих учёных. Речь может идти о создании Офиса академического письма (Office of academic writing), который будет организовывать и проводить обучение и тренинги по особенностям и способам размещения публикаций в ведущих научных журналах, помогать с высококвалифицированным переводом, упорядочивать общую базу знаний по публикациям университетов, расширять доступ к базам данных и электронным ресурсам ведущих научных издательств

Борье Йохансон.jpg

Борье Йоханссон, проф. Уппсальского университета, член Нобелевского комитета по физике, также указал на проблему оценки в рейтингах публикаций в первую очередь качественно, а не количественно, что очень актуально на сегодняшний день. "Система рейтингов далеко не совершенна. Скажем, известно, что встречаются учёные, публикующиеся очень редко, но очень продуктивно. Это может быть всего одна статья, но сильно повлиявшая на все последующие исследования в своей области. Такая работа по текущим методам рейтингования будет оценена ниже, чем работа человека, успевшего за тот же срок опубликовать 50 статей, которые в сумме далеко не так важны, как эта одна", - сказал он

Луи Халамек.jpg

По мнению Луи Халамека, директора Центра перспективных технологий обучения в области медицины и педиатрии Стэнфордского университета (США), с образовательной т.з. вузам важно развивать довузовские программы обучения и программы профориентации для молодёжи, в т.ч в регионах и за рубежом. В этом смысле Россия уже, по словам проф. Халамека, достигла определённых успехов: сегодня в целях популяризации инженерного образования по всей стране открываются лаборатории ускоренного персонального цифрового производства "FabLab", где, ещё будучи школьником, человек может оперативно и при небольших затратах воплотить в жизнь практически любую свою технологическую идею с помощью высокотехнологичных инструментов (3D-принтеры, лазеры, автоматические фрезерные 3D-станки и др.).

Борье Йоханссон отдельно подчеркнул значение качественного, проработанного интернет-представительства университетов, а также продвижения в СМИ для развития в международных рейтингах. "Вы можете быть хорошим университетом с сильным профессорско-преподавательским и исследовательским составом, однако если об этом никто не знает, вы не сможете привлечь внимание международного научного, экспертного, студенческого и др. сообществ. Вопрос, как это может показаться ни тривиальным, достаточно прост: привлечение в университет студентов ближнего и дальнего зарубежья это один из важных критериев развития в международных рейтингах, и часто одним из основных способов просто узнать о вузе для человека за рубежом, который ищет место для обучения/стажировки/научной работы, это собственный сайт университета, красиво оформленный, наполненный качественным структурированным контентом, представленный на различных языках, обязательно, как минимум, на английском", - отметил проф. Йоханссон

Важную роль в вопросе повышения международной конкурентоспособности вузов занимает также обеспечение адекватной оценки уровня владения английским языком при выпуске студентов из бакалавриата и при приёме в магистратуру и аспирантуру, для чего целесообразным представляется введение обязательных международно признанных систем тестирования (например, “IELTS” или “TOEFL”). В магистратуре и аспирантуре необходимы последовательный полный переход к преподаванию на английском языке, формирование индивидуальных траекторий обучения, создание совместных образовательных программ с университетами-партнёрами, унификация существующих программ

Таких амбициозных целей, по единому мнению членов Международного научного совета, не достичь без значительного финансирования. С одной стороны, речь должна идти о развитии эндаумент-фондов, или фондов целевого капитала университетов. В частности, текущие расходы Оксфордского университета (Великобритания) не покрываются в полной мере государством, поэтому эндаумент-фонд занимает важное место в работе вуза.

Порядка 50% эндаумент-фонда Оксфорда составляют пожертвования выпускников и частных лиц, остальная половина это фонды (которые также зачастую принадлежат частным лицам) и компании-партнёры университета

Вузы юго-восточной Азии также уделяют большое внимание развитию своих эндаументов. Например, размер фонда целевого капитала Постеха (Китай) уже достиг порядка $2 млрд. К 2020 г. университет поставил себе задачу, согласно которой не менее 50% выпускников должны стать жертвователями. Кроме того, металлургическая компания "Posco" основала в вузе собственный венчурный фонд, финансируемый ею на 95% (остальное университет). Данный фонд выполняет три основные задачи: осуществляет посевные инвестиции и инвестиции на ранних стадиях развития научного проекта, участвует в капитале уже сформировавшихся компаний, консультирует стартапы университета

Но эндаумент-фонды - это относительно новый для российских образования и науки инструмент. По мнению проф. Гриера, для обеспечения качественного роста международной конкурентоспособности университета должно присутствовать и объёмное финансирование со стороны государства. "Необходимо определить все возможные источники финансирования, сформировать фонд для развития объектов инфраструктуры для научной деятельности. Важно участвовать в федеральных программах финансирования образования, формировать законодательные инициативы по изменению нормативов госфинансирования университетов (финансирование исходя из количества ведущих учёных, изменение норматива по соотношению количества студентов на одного учёного). Также нужна разработка мер по увеличению объёма госзаказов на научные исследования и разработки университетов", - сказал Линдси Гриер.

По словам специалиста, сегодня ведущие университеты создают системы поддержки конкурсной и грантовой работы своих сотрудников. Речь, в частности, идёт о создании единого центра поддержки ведущих учёных в части подготовки документации для заявок на гранты (т.н. общая часть)

В ходе рабочей сессии в МИСиС члены МНС указали на необходимость перемен и в системе управления российскими университетами, активизации изменений даже в ежедневных процессах. В частности, речь идёт о внедрении проектного подхода при трансформации вузов. Также важны переход к Международным стандартам финансовой отчётности, развитие компетенций по международному договорному праву, повышение уровня IT-сервисов, развитие корпоративных информационных систем, повышение финансовой эффективности непрофильной деятельности Университета, в т.ч. путём передачи отдельных видов непрофильной деятельности на аутсорсинг.

Кроме того, целесообразным, по мнению МНС, представляется создание системы мониторинга удовлетворённости работников и учащихся (отдельно по иностранным гражданам), повышение финансовой эффективности объектов инфраструктуры для научной деятельности.

Опубликовано по материалам Пресс-центра НИТУ "МИСиС"