Миллиард рублей выделен на программы модернизации профессионального образования в 2014 году

 


В 2014 году по итогам конкурса региональных программ модернизации профессионального образования 45 российских регионов получат свыше одного миллиарда рублей в виде субсидий, призванных изменить ситуацию с подготовкой специалистов для российской экономики. Обозначенные средства выделены Правительством России для внедрения новых образовательных программ, укрепления материально-технической базы колледжей, подготовку востребованных кадров, трудоустройство выпускников.

Актуальность модернизации профессионального образования подтверждается статистикой любого рекрутингового агентства. Так, по данным сайта вакансий UpJobs.Ru, работу в Москве для представителей «синих воротничков» предлагают на порядок чаще, чем для воротничков «белых». Однако для модернизации профессионального образования, по мнению специалистов, в первую очередь необходимо пересмотреть устаревший подход к практическим моделям образования. Одной из наиболее перспективных специалисты называют «дуальную» модель, когда студент часть недели проводит в аудиториях, а остальное время – по контракту работает на профильном предприятии и получает за эту работу деньги. Такая система подготовки работает, например, в Германии.

В 2014 году такая модель будет внедрена в десяти российских регионах. Она уже работает в Калужской области, где на базе автогигантов (Volkswagen, Volvo, Peugeot Citroen, Mitsubishi Motors) организован автомобильный кластер. Местный колледж, учебный центр подготовки специалистов для автомобильной промышленности, после переоснащения отвечает всем современным требованиям: студенты в процессе обучения осваивают именно те технологии, которые используются на предприятии. Студенческая практика проходит непосредственно на местах будущей работы.

Аналогичным образом решена проблема подготовки профессионалов для Челябинского трубопрокатного завода. Будущих специалистов для предприятия готовит Первоуральский металлургический колледж. Студенты колледжа одновременно учатся, проходят практику на заводе и… служат в армии (армейская часть расположена в десяти километрах от колледжа). Успешность обучения студентов подтверждается, например, результатами участия команды колледжа во II открытом чемпионате Москвы WorldSkills Russia — 2013 в компетенции «мехатроника». Третьекурсники колледжа стали лидерами чемпионата, оставив позади студентов вузов.

Однако такие колледжи для России, к сожалению, пока всего лишь образцово-показательны. Российская система профессионального образования драматически отстает от европейской. Российский участник «конкурса мастеров», проходившего в прошлом году в Лейпциге, рассказывал, что российские каменщики по старинке колют кирпич топором, в то время как европейские мастера режут его лазером.

Сегодня в системе российского профобразования обучаются 3.5 миллиона учащихся, а в высших учебных заведениях – 7.5 миллионов студентов. Парадокс ситуации состоит в том, что спрос на выпускников колледжей и училищ выше, чем на выпускников вузов. Именно отсутствие рабочих кадров, по мнению экономистов, сдерживает развитие целых отраслей и регионов.

Итогом программы модернизации профобразования должны стать не только современные колледжи, использующие новые образовательные технологии, но и повышение престижа рабочих специальностей. Пример реальности таких перемен – высокий конкурс в московские колледжи. На некоторые специальности конкурс достигает 15 человек на место. И это хорошая примета для профобразования.