Российские ПТУ будут восстановлены по германскому образцу

 


Россия в своей борьбе за экономический рост и иностранные инвестиции столкнулась с нехваткой самого ценного - профессиональных рабочих кадров, которые по старому советскому утверждению и с учетом современных потребностей бизнеса снова решают всё.

О дефиците технических специалистов всех уровней, от рабочих до инженеров, говорят и бизнесмены, и чиновники. Опыт эффективного "дуального" образования, которое сочетает обучение в учебном заведении с периодами производственной деятельности, российский Минобрнауки пытается позаимствовать у Германии.

Зарубежные инвесторы в России пытаются решить проблему нехватки технических кадров, открывая "карманные" учебные заведения. По мнению главы Минэкономразвития РФ Андрея Белоусова, этот путь чреват неоправданным распылением ресурсов в виде педагогических кадров и потенциальных специалистов.

Задача может быть решена совместными усилиями Минобрнауки и глав регионов. Активная позиция губернаторов в этом вопросе могла бы помочь реанимировать брошенные технические училища, а министерство образования и науки РФ могло бы поддержать эти проекты с помощью грантов. По мнению Андрея Белоусова, здесь можно было бы обойтись сравнительно небольшими суммами.

Система двойного образования (среднее+профессионально-техническое) существовала еще во времена Советского Союза, в России не надо начинать эту систему с нуля. В свое время в Германии была создана похожая на советскую система дуального образования, поэтому заинтересованные участники процесса считают важным наладить обмен опытом в этом направлении.

Однако годы простоя системы профобразования в России привели к тому, что целого ряда актуальных профессий в современной России просто пока просто не существует, да и преподаватели по соответствующим специальностям зачастую не имеют должной квалификации.

Так, в последние 3 года в России малый и средний бизнес ставит нехватку кадров и их недостаточную подготовленность на первое место среди самых острых проблем, заявил председатель попечительского совета "ОПОРЫ России" Сергей Борисов. Даже коррупция, по его словам, мешает малому бизнесу гораздо меньше.

Острая проблема нехватки профессиональных кадров возникла в России где-то в конце 1990-х годов, когда закончился период спада и начался экономический рост. На фоне переизбытка выпускников юридических вузов, специалистов в области менеджмента и финансов возник резкий дефицит технических специалистов.

По ряду специальностей буквально происходила охота на специалистов по всей стране. Например, когда началась программ развития атомной энергетике для того, чтобы найти квалифицированных сварщиков, была запущена специальная программа.

Такая же проблема возникла и в рамках развития авиационной промышленности - "поштучно" искали специалистов. Тогда стало очевидно, что необходимо создавать систему, и сегодня в этой части предпринимаются усилия по нескольким направлениям. Одно из наиболее важных - развитие дуального образования по немецкому образцу.

Удачный позитивный пример решения обозначенной проблемы - калужский опыт по подготовке кадров для автомобильных компаний. Еще одна история успеха - развернутая в Челябинской области подготовка кадров для трубопрокатного завода.

В настоящее время в министерстве образования и науки РФ начата реализация программы модернизации региональных систем профобразования; создаются ресурсные центры, которые, по сути, являются прообразами центров компетенции, существующих в Германии. Минобрнауки разрабатывает дополнительно две программы. Одна из них будет реализована при финансовой поддержке Всемирного банка и настроена на партнерство предприятий и образовательных учреждений. По сути, это тоже модель дуального обучения, которая будет запущена в следующем году. По этому проекту планируется развивать образование в 12 регионах. Министерство планирует также начать отдельную программу подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Для этого в РФ будет создано около 40 кластеров по отраслям промышленности.

Программы Минобрнауки сейчас нацелены на ключевую точку роста - партнерство бизнеса и образовательных учреждений.

По материалам агентства экономической информации Прайм