Представительство японского университета могут создать в Томске

 


В Томске 10 сентября 2012 года стартовали мероприятия Межуниверситетского технологического диалога, объединившего ученых разных стран.

Этот форум направлен на формирование альянсов между специалистами и обнаружение новых областей для проведения совместных исследований, реализации проектов и создания новых технологий. Организаторами технологического диалога выступают Томский университет систем управления и радиоэлектроники и университет Рицумейкан (Япония) в партнерстве с Открытым университетом Сколково.

Планируется, что участники обсудят возможность создания Офиса университета Рицумейкан в Томске с целью повышения уровня исследовательской кооперации, интенсификации стажировок томских студентов в Японии и совместного проведения международных чемпионатов по робототехнике в Томске.

Программу Межуниверситетского технологического диалога открыла панельная дискуссия на тему «Кто и как создаёт технологии в Японии и в России?».

По словам проректора ТУСУРа Александра Уварова, основным источником новых технологий должны быть университеты: «Доходы от исследований и разработок в ТУСУРе составляют 40%. Выпускники ТУСУРа создают лаборатории и кафедры, вкладывают $10 млн. в развитие университета. Вокруг ТУСУРа создан пояс из 125 технологических компаний, которые являются одним из важнейших ресурсов для разработки новых технологий».

«Ответ на вопрос «Кто и как создает технологии?» зависит от политической ситуации, культурных особенностей и ситуации внутри университетов. В Японии источником новых технологий, в основном, являются компании. Задача же университетов в том, чтобы поставлять сильные исследовательские кадры для проведения исследований в университетах и компаниях», – уверен профессор университета Рицумейкан Виктор Крысанов.

«Сначала необходимо понять для чего создаются технологии, – отметил другой профессор японского вуза Фрэнк Ринальдо, – чтобы внести их в жизнь или чтобы просто сделать что-то новое? Есть примеры технологий, которые сначала быстро развивались, но затем становились ненужными, поскольку вовремя не передавались на доработку в корпорации. В Японии именно корпорации создают новые технологии».

Представитель Германии Александр Кравченко поддержал позицию японской делегации относительно источника технологий.

Директор компании «Parallel Technologies» Рональд Пекк уверен, что технологии в разных странах практически не отличаются, однако процессы создания технологий ускоряются при использовании международной кооперации.

Участники дискуссии считают, что в процессе разработки новых технологий участвует много игроков. Роль каждого должна быть четко определена.

«Мы пытаемся создать в Томской области систему Тройной Спирали  – особый вид взаимодействия между университетами, бизнесом и властью», – напомнил проректор ТУСУРа. Александр Уваров уверен, что технологии могут возникать на связях «университет-бизнес», «бизнес-власть» и «власть-университет» в ситуации совместной работы. Только такие гибридные организации могут обеспечить правильность выбора направлений технологического развития. Система группового проектного обучения, в рамках которой студенты с руководителями выполняют проекты, а бизнес и вуз решают совместно – какие технологии стоит продолжать разрабатывать, а какие нет, по мнению Александра Уварова, является примером взаимодействия университета и бизнеса.

Профессор университета Рицумейкан Хидето Икеда, считает, что большим ресурсом развития науки в японских университетах являются средства, привлечённые от промышленности. А роль Правительства Японии в поддержке университетов заключается в создании исследовательских фондов, которые поддерживают 50% университетских исследований. Это большое достижение современной Японии, поскольку раньше исследователи должны были сами находить средства для проведения исследований.

В завершение дискуссии Александр Уваров представил результаты реализации ТУСУРом модели предпринимательского университета. «ТУСУР видит себя как ресурс для развития технологических компаний. В университете более 10 000 студентов, 1 000 из них участвует в групповом проектном обучении. Студенты создают порядка 100 компаний, но только 4 компании в итоге выходят на рынок», – заключил проректор ТУСУРа.

Источник: GlobalSib.com