Современные технологии и дистанционное обучение

 


Интуитивно понятный термин «дистанционное образование», вбирающий в себя самые разнообразные формы обучения, широк настолько, что некоторые авторы начинают исчислять возраст этого образовательного формата от времен появления первых наскальных рисунков :).

Безусловно, появление новых информационных носителей открывает новые возможности для передачи знаний от преподавателя (носителя знания) к студенту. Книги, радио, телевидение, Интернет – вот те самые информационные технологии, которые предоставили возможность революционного развития формам преподавания вообще и дистанционному образованию в частности.

По мнению аналитиков, современная ситуация в мировой экономике, когда вузы с одной стороны и обучающиеся с другой испытывают недостаток средств, может стимулировать развитие обсуждаемых форм обучения как наиболее экономичных для обеих сторон.

В качестве примера можно рассмотреть дистанционное изучение иностранных языков. Принцип изучения иностранных языков с помощью лингвистического портала достаточно универсален и не зависит от того, какой язык изучает студент - английский, немецкий или китайский. Вместо традиционной формы, предполагающей общение с носителем знаний – педагогом, Интернет предлагает студенту возможность теоретической подготовки по специально отобранным пособиям, аудио-, видео-курсы, интерактивные тесты для проверки качества усвоения материала. Навыки устной речи могут быть отработаны во время общения с носителями языка через Skype и разнообразные социальные сети.

Безусловно, наличие в образовательном курсе видео- лекций, записанных с участием высококвалифицированных преподавателей, сделает обучение более результативным, предоставляя возможность неоднократного возврата к изучаемому материалу, изложенному на высоком уровне.

Специально для скептиков расскажу историю, которую пришлось услышать от преподавателя английского языка физического факультета МГУ. Дело было в те давние уже времена, когда еще существовал СССР. В группе студентов-первокурсников, пришедших на первое занятие по английскому языку, оказался молодой человек из небольшого грузинского городка. По-русски он изъяснялся с трудом, путая все падежи и склонения, но сразил преподавателя наповал, заговорив на чистейшем британском английском, в котором не было и намека на грузинский акцент. Оказалось, парень был большим поклонником BBC, и английский язык шлифовал, слушая передачи английского радио. Вот вам наглядный пример эффективности дистанционного обучения еще во второй половине 20-го века :).