Дистанционное обучение: инновации для равных возможностей.

 


Предоставляя одинаковые возможности всем своим посетителям, Интернет делает наш мир исключительно демократичным, уравнивая возможности ученика из таежного поселка и столичного школьника. Дистанционное образование становится панацеей для малокомплектных школ, сталкивающихся с проблемой нехватки педагогических кадров и в ситуациях, когда школьникам необходимо индивидуальное обучение.

Как ни парадоксально, но провести высокоскоростной Интернет в российские глубинки оказалось проще, чем проложить дороги. Так, сельские школы, например, Пермского края периодически (в соответствии с капризами погоды) оказываются «отрезанными от цивилизации» настолько, что учителя из ближайших городков не в состоянии добраться до школ, в которых они работают по совместительству. Проблема таких школ в крае была решена к 2011 году с помощью современных технологий и Интернета.  Изучать английский по скайпу, биологию и историю в варианте видеоконференций с «удаленным» учителем, который может находиться в любой точке России – это реалии сегодняшнего дня. В одном только Пермском крае на дистанционное образование перешли десятки школ. Эксперты считают, что такая форма обучения - это один способов сохранения жизни в небольших села и деревнях.

В сентябре 2010 года эксперимент по дистанционному обучению в малокомплектных школах начат в Республике Татарстан. Всего в нем участвуют 11 малокомплектных школ, 7 базовых, 136 детей и 15 преподавателей. В рамках эксперимента учащимся предлагается изучить материал, размещенный на сайте проекта, выполнить ряд тестов и домашнее задание. Результаты тестов оцениваются в системе автоматически, выполнение домашних заданий контролируют педагоги. Педагоги с учениками общаются в основном по переписке, в режиме индивидуальных консультаций. Но если возникает необходимость, назначается время конференции, когда с учителем одновременно в режиме онлайн общается весь класс. Современные дети, поклонники технических новинок, к эксперименту отнеслись с энтузиазмом. И если плохие оценки на обычных уроках некоторые школьники воспринимают равнодушно, то слабые результаты в компьютерных тестах их задевают довольно сильно: не модно это - отставать «в компьютере».

К сожалению, далеко не во все удаленные школы проведен высокоскоростной Интернет. Так, в Татарстане примерно 17 процентов малокомплектных образовательных учреждений не могут участвовать в эксперименте именно по техническим причинам.

Конечно, дистанционное обучение - не панацея. Это одна из возможностей решения проблемы малокомплектных школ, и возможность неплохая. Пусть лучше будет онлайн-учитель, чем не будет никакого...