XVII Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (на 2009-2010 учебный год)

 


Оргкомитет Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского объявляет о начале приема работ.

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (далее — Конкурс) является дистантно-очной комплексной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учащихся, учителей и ученых из разных регионов России.

Цель Конкурса — интеллектуальное и личностное развитие школьников из московских и региональных образовательных учреждений, участвующих в исследовательской деятельности; развитие системы организации и инфраструктуры исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях.

Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Основные положения учения Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.

Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников. В процессе выполнения исследовательской работы учащийся знакомится с историей и современным состоянием области исследования, овладевает навыками экспериментальной работы, получает собственные данные, проводит их анализ, обобщение, формализует результаты исследования в соответствие с правилами журналов, конференций, конкурсов.

Учредителями Конкурса являются:
• Министерство образования и науки Российской Федерации;
• Комиссия Российской академии наук по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского;
• Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского
• Департамент образования города Москвы;
• Южное окружное управление Департамента образования города Москвы;
• Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества;
• Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества;
• Лицей № 1553 «Лицей на Донской».

Конкурс проводится в 2 тура:

I тур — заочный. Прием работ до 15 января. Экспертиза представленных в Оргкомитет работ, а также проведение региональных конференций Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.

II тур — очный. Апрель. Всероссийские юношеские Чтения им. В. И. Вернадского. Участие по результатам I тура, а также по результатам региональных конференций Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Статус региональной конференции присуждается Оргкомитетом по результатам экспертизы установленной заявочной документации.

На I тур Конкурса принимаются работы проблемного характера, включающие этапы методически корректной исследовательской работы, обработки, анализа и интерпретации собранного материала, имеющие обзор литературы по выбранной теме. Тематика исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается. Объект исследований должен быть локализован (конкретная деревня, долина, водоем, гора, городище, архитектурный комплекс, определенный социум, психологическая проблема и пр.).

Участники Чтений должны обучаться на момент проведения чтений в общеобразовательных учреждениях (8-11 классы), или учреждениях среднего профессионального образования, в специальных номинациях могут быть рассмотрены работы учащихся более младшего возраста.

В составе Конкурса выделяются следующие предметные направления:

Естественнонаучное направление:
• Астрономия (Space Science) — астрономия, науки о планетах, космонавтика, физика атмосферы и др.
• Науки о Земле (Earth Science) — геология, география, минералогия, ландшафтоведение, метеорология, климатология и др.
• Науки о водоемах (Water reservoirs Science) — гидрология, лимнология, гидрография, океанология, гидробиология и т.д.
• Ботаника (Botany) — изучение жизни растений, ботаника, геоботаника, агрономия, лесоведение, лихенология, бриология и др.
• Зоология (Zoology) — изучение животных, орнитология, ихтиология, энтомология, экология животных и др.
• Загрязнение сред обитания (Study of pollution) — источники загрязнения сред обитания (вода, почва, воздух, в том числе в городах) и их контроль
• Микробиология, клеточная биология и физиология растений (Microbiology) — бактериология, протозоология, микология, альгология (микроскопических водорослей), клеточная биология, физиология растений и др.
• Радиоэкология и инженерная экология.
• Фармакология, биотехнология и пищевая химия.
• Агробиология, агрохимия, защита растений.
• Медицина и Здоровье (Medicine and Health) — физиология человека и позвоночных животных, фармакология, офтальмология, гигиена, изучение здорового образа жизни и др.
• Химия — неорганическая, органическая, физическая; химические технологии; химические исследования, связанные с геологической, биологической и экологической тематикой, проблемами устойчивого развития, здоровым образом жизни.
• Физика — экспериментальные работы в области актуальных проблем современной физики.
• Математика — новые способы решения теоретических и прикладных задач в различных областях математики.

Гуманитарное направление:
• Народная культура — подсекции: «Фольклористика и этнография», «История и культура российских деревень», «Диалектология и ономастика».
• Человек в современном мире — подсекции: «Человек в мире природы», «Человек в мире людей», «Внутренний мир человека», «Этнопсихология».
• Искусство и литература — подсекции: «Литературоведение», «Искусствоведение».
• Философия и культурология.
• Психофизиология и здоровье человека.
• Лингвистика. Язык в современном мире.
• История науки.
• История: человек и событие.
• Экономика, социология и право.
• Региональное краеведение.
• Религия вчера и сегодня.
• Образование: история и современность.

В Конкурсе принимают участие индивидуальные исследователи, а также авторские коллективы (не более трех авторов). При представлении работы двумя или тремя авторами необходимо отразить вклад каждого из них на этапах сбора, обработки и интерпретации материала. Работы могут быть представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами лично.

От одной организации принимается не более 5 работ.

На конкурсе учреждаются отдельные номинации:
• за лучшую работу, представленную сельской школой;
• за лучшее междисциплинарное исследование;
• за лучшую работу в области проблем устойчивого развития (Неправительственный экологический Фонд им. В.И.Вернадского)
• за лучшее исследование на территории заповедника или национального парка (Эколого-просветительский Центр «Заповедники»);
• за лучшую работу по сохранению природного наследия нации (Совет по сохранению природного наследия нации Совета Федерации РФ);
• памяти Галины Георгиевны Кученёвой (Калининградское областное отделение ООД «Исследователь») для работ в области экологии.

и другие.

Для участия в Конкурсе необходимо в срок до 15 января 2010 г. представить свою работу через официальный сайт Конкурса. Работы из населенных пунктов, не имеющих доступа в интернет, могут быть направлены по электронной почте (например, через центральное отделение связи) или заказным письмом (с приложением CD-диска с файлом работы в формате MSWord). В порядке исключения, при отсутствии возможности предоставления работы в электронном виде, работа принимается в печатном варианте.

К рассмотрению на конкурс принимаются работы на русском языке. Гражданами других государств работы могут быть представлены на английском языке.

Итоги I тура Конкурса подводятся до 20 марта Экспертным советом. Каждая работа получает рецензию специалиста, которая направляется автору.

Авторы работ, получивших положительные рецензии, а также их руководители, приглашаются на II тур — Юношеские чтения им. В. И. Вернадского в апреле.

Победители II тура Конкурса награждаются дипломами организаций-учредителей, подарками. Оргкомитет представляет авторов лучших работ на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи.

В рамках II тура Конкурса проводятся междисциплинарные Олимпиады школьников в области естественных, гуманитарных и социальных наук. Оргкомитет способствует включению Олимпиад в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки РФ.

Наиболее интересные работы публикуются в сборнике Конкурса. Итоги конкурса публикуются в печати.


Подробная информация доступна на официальном сайте конкурса: http://vernadsky.info.