XVI Всероссийский конкурс им. В.И.Вернадского 2008-2009 года

 


Положение о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (на 2008-2009 учебный год)

1. Общие положения
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (далее — Конкурс) является дистантно-очной образовательной программой, формой межрегиональной организации исследовательской деятельности учащихся.

Цель Конкурса — духовно-нравственное, экологическое воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников России посредством исследований ее территории, неповторимой природы, богатейшего культурно-исторического наследия, традиций и обычаев населяющих страну народов, жизни и деятельности людей, способствовавших развитию духовной и материальной культуры России. Приветствуется участие учащихся из-за рубежа.

Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи.

Основные положения учения Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.

Задачами Конкурса являются:
• обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей на основе развития продуктивных образовательных технологий в период модернизации образовательной системы Российской Федерации;
• развитие образовательных программ и методик, основанных на исследовательской деятельности учащихся как действенного средства повышения эффективности образовательного процесса;
• развитие творческого интереса школьников в области наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников в исследовательской работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В. И. Вернадского;
• формирование преемственности образовательных программ общего среднего, дополнительного, высшего профессионального образования на основе привлечения старшеклассников к исследовательской работе;
• развитие интереса к фундаментальным наукам среди школьников;
• ознакомление учащихся и педагогов с творческим наследием выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского;
• развитие методической базы и инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской работы со школьниками в России;
• привлечение обучающихся различных регионов страны в московские вузы.

Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников. Такие работы предполагают: осведомленность о современном состоянии области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщений, выводов.

2. Руководство Конкурсом
Учредителями Конкурса являются:
• Министерство образования и науки Российской Федерации;
• Комиссия Российской академии наук по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского;
• Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского
• Департамент образования города Москвы;
• Южное окружное управление Департамента образования города Москвы;
• Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества;
• Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества;
• Лицей № 1553 «Лицей на Донской».

Научно-методическое руководство конкурсом осуществляет Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского.

Подготовку и проведение Конкурса осуществляют Лицей № 1553 Южного окружного управления Департамента образования г. Москвы и Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Руководит проведением конкурса Оргкомитет, включающий в себя представителей учредителей конкурса. Для организации экспертизы работ обучающихся Оргкомитет формирует Экспертный совет, в который привлекаются специалисты по соответствующим направлениям.

3. Порядок участия в Конкурсе
Конкурс проводится в 2 тура:

I тур — заочный. 25 ноября 2008 года — 15 января 2009 года. Экспертиза представленных в Оргкомитет работ.

II тур — очный. Апрель 2008 года. XVI Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского. Участие по результатам I тура.

На I тур Конкурса принимаются работы проблемного характера, включающие этапы методически корректной экспериментальной работы, обработки, анализа и интерпретации собранного материала, имеющие обзор литературы по выбранной тематике. Тематика исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается. Объект исследований должен быть локализован (конкретная деревня, долина, водоем, гора, городище, архитектурный комплекс, определенный социум, психологическая проблема и пр.). Исследования должны иметь этап практической работы на местности, в архиве, с населением и др.

В составе Конкурса традиционно выделяются следующие предметные направления:

Естественнонаучное направление:
• Астрономия (Space Science) — астрономия, науки о планетах, космонавтика, физика атмосферы, метеорология, климатология и др.
• Науки о Земле (Earth Science) — геология, география, минералогия, ландшафтоведение и др.
• Науки о водоемах (Water reservoirs Science) — гидрология, лимнология, гидрография, океанология, гидробиология и т.д.
• Ботаника (Botany) — изучение жизни растений, ботаника, геоботаника, агрономия, лесоведение, лихенология, бриология и др.
• Зоология (Zoology) — изучение животных, орнитология, ихтиология, энтомология, экология животных и др.
• Загрязнение сред обитания (Study of pollution) — источники загрязнения сред обитания (вода, почва, воздух, в том числе в городах) и их контроль
• Медицина и Здоровье (Medicine and Health) — физиология человека и позвоночных животных, фармакология, офтальмология, гигиена, изучение здорового образа жизни и др.
• Микробиология, клеточная биология и физиология растений (Microbiology) — бактериология, протозоология, микология, альгология (микроскопических водорослей), клеточная биология, физиология растений и др.

Естественнонаучное направление конкурса не включает ряд традиционных направлений, а именно: «математика», «физика», «химия», «программирование «Computer Science»«, «инженерные технологии», а также групповые междисциплинарные проекты. Исследовательские работы, содержащие элементы математики, физики, химии и т.д. рассматриваются на заявленных секциях, если они соответствуют темам предложенных научных направлений. Секция «Науки о Земле» принимает работы по ГИС.

Гуманитарное направление:
• «Обществознание» (подсекции: «Проблемы и вопросы отечественной истории», «Проблемы и вопросы мировой истории и философии», «Проблемы и вопросы регионального краеведения», «Проблемы и вопросы церковного краеведения», «Человек в отечественной истории», «Экономика, право и социология», «Археология»)
• «Народная культура» (подсекции: «Фольклористика и этнография», «История и культура российских деревень», «Диалектология и ономастика»)
• «Человек в современном мире» (подсекции: «Человек в мире природы», «Человек в мире людей», «Внутренний мир человека», «Этнопсихология»)
• «Психофизиология и здоровье человека»
• «Искусство и литература» (подсекции: «Литературоведение», «Искусствоведение»)
• «Лингвистика. Язык в современном мире»
• «Философия и культурология»
• «История науки».

В Конкурсе могут принять участие отдельные юные исследователи, а также авторские коллективы. При наличии нескольких авторов необходимо отразить вклад каждого автора на этапах сбора, обработки и интерпретации материала. Работы могут быть представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами лично.

От одной организации принимается не более 5 работ.

К рассмотрению не принимаются: реферативные и описательные работы, а также работы, представлявшиеся на другие конкурсы и конференции всероссийского уровня.

При оценке работ принимаются во внимание следующее:
• соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
• наличие литературного обзора, его качество;
• корректность методик исследований, наличие у авторов представлений о допущениях, производимых при реализации методики;
• проблемность работы;
• соответствие выводов полученным результатам;
• культура оформления материалов.

На конкурсе учреждаются отдельные номинации:
• лучшая работа по итогам 1 тура
• за лучшее исследование на территории заповедника или национального парка;
• за лучшее междисциплинарное исследование;
• за проблемность исследования;
• за лучшую работу, представленную сельской школой.

Для участия в Конкурсе необходимо представить свою работу через сайт Конкурса. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте, а затем в Личном кабинете участника заполнить форму и подать работу (и если необходимо, приложения к работе) до 15 января 2009 года.

Печатный объём работы не должен превышать: 10 м/п страниц по естественнонаучному направлению и 15 м/п страниц по гуманитарному направлению (размер шрифта — 14 пт., межстрочный интервал — 1.5) Работы большего объема отклоняются при технической регистрации. Рекомендуемый (оптимальный) объём работы: текстовая часть — 5 м/п страниц (что соответствует примерно 10000 знакам); иллюстративные материалы — не более 3-х листов формата А4; краткое описание работы — ½ страницы на русском языке (не более 1000 знаков). Файлы с основной текстовой частью рекомендуем предоставлять отдельно от иллюстративного материала (таблицы, фотографии, графики, схемы и пр.). Работы для публикации в печатном издании сборника исследовательских работ отбираются только среди тех, которые не превышают 10 м/п страниц.

Работы из населенных пунктов, не имеющих доступа в Internet могут быть направлены по электронной почте (например через центральное отделение связи) или заказным письмом (с приложением дискеты с файлом работы в формате MSWord). В порядке исключения, при отсутствии возможности предоставления работы в электронном виде, работа принимается в печатном варианте.

К рассмотрению на конкурс принимаются работы на русском языке. Для иностранных участников работы могут быть на английском языке.

Работы, поступившие после 15 января, принимаются к рассмотрению в конкурсе 2009/2010 г.

Организуется конференция в Интернет для обсуждения поступающих на Конкурс работ.

Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.

4. Подведение итогов
Итоги I тура Конкурса подводятся до 20 марта 2009 г. Экспертным советом. Каждая работа получает рецензию, которая направляется автору.

Авторы работ, получивших положительные рецензии, а также их руководители, приглашаются на II тур — XVI Юношеские чтения им. В. И. Вернадского в апреле 2009 г. Письмо-вызов направляется в учреждение, в котором выполнена работа, до 1 апреля 2009 г.

Победители II тура Конкурса награждаются дипломами организаций-учредителей, подарками.

Наиболее интересные работы публикуются в сборнике Конкурса. Итоги конкурса публикуются в печати. Лучшие работы будут делегированы на Национальный конкурс исследовательских работ России.


Более подробная информация доступна на официальном сайте Конкурса: vernadsky.info.