Конкурс по новой программе ТЕМП (Технологии – Малым Предприятиям).

 


Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере объявляет о приеме заявок на конкурс по новой программе ТЕМП (Технологии – Малым Предприятиям).

Программа нацелена на те малые предприятия, которые видят в приобретении лицензий на новые технологии и технические решения у российских университетов, академических и отраслевых институтов, отдельных ученых и специалистов основные инструменты ускорения темпов своего развития.

Фонд готов рассматривать предложения на участие в программе и средних и крупных предприятий, если они с этой же целью организовывает работу с участием малого предприятия и обеспечивают производственные возможности для организации выпуска товара по лицензии.

Содействие Фонда состоит в безвозвратном и безвозмездном финансировании НИОКР малым предприятием, которые необходимо выполнить лицензиату (в основном) и лицензиару для освоения лицензии.

Так же как и при первом объявлении о программе СТАРТ в 2003 году Фонд открыто заявляет, что не имеет опыта финансирования программ типа программы ТЕМП и, запуская эту программу в экспериментальном режиме, предполагает постепенно вместе с заявителями, экспертами, членами жюри и победителями накапливать такой опыт.

Поэтому Фонд не формулирует жестких условий к представляемым на конкурс для участия в программе ТЕМП заявкам. Жюри по программе само должно будет выбрать из заявок наиболее отвечающие его требованиям проекты.

Однако Фонд дает членам жюри ряд рекомендаций:

- Фонд сможет направить на программу ТЕМП в 2005 году не более 400 млн. рублей, так как остальные средства Фонда зарезервированы на программу СТАРТ;

- Фонд учитывает, что к участию в программе приглашаются уже сложившиеся предприятия с серьезными (не менее десятков млн. рублей в год) объемами реализации продукции, и они приобретают лицензии для существенного увеличения этих объемов. Поэтому стоимость НИОКР может быть довольно высока и число отбираемых проектов составит не сотни (как в СТАРТе), а десятки;

- Фонд как элемент государственного участия в инновационной деятельности заинтересован в первую очередь в содействии коммерциализации прав на интеллектуальную собственность (ИС), созданную за счет средств федерального бюджета;

- по этим же соображениям Фонд заинтересован в организации (расширении) производства продуктов и услуг, соответствующих социально-экономическим приоритетам государства;

- предпочтение должно отдаваться проектам, в которых не только четко прописаны организационная и финансовая схемы реализации проекта, но и эти схемы соответствуют нормам цивилизованного подхода к коммерциализации прав на ИС и учитывают реалии российской жизни (эти два требования непросто, но надо совместить).

К элементам таких схем по мнению Фонда следует отнести:

- создатели ИС не только защитили свои права, но и оценили ее для целей постановки на баланс предприятия и учли на балансе, как нематериальные активы;

- в процессе переговоров по лицензионному соглашению (уступке прав и т.д.) произошла рыночная оценка ИС, подтвержденная при необходимости независимыми оценщиками;

- в основе проекта лежит квалифицированный конъюнктурный анализ рынка и хорошо проработанный бизнес-план;

- убедительно показана оптимальность для данного проекта предлагаемых соотношений объемов освоения лицензии, затрат на ее освоение, в том числе выплат лицензиару, финансирование НИОКР, технологическое переоснащение предприятия, затрат (при необходимости) на лицензирование и сертифицирование и предприятия и продукции;

- схема учета материальных интересов всех участников соглашения (предприятия-лицензиара, авторов, предприятия-лицензиата) оптимальна для данного проекта;

- сделка зарегистрирована в установленном порядке;

- сроки (темпы) и объемы освоения лицензии, порядок, сроки, размеры, виды (поушальные, роялти) выплат лицензиару, сроки и объемы финансирования Фондом НИОКР, виды, объемы и сроки собственных затрат лицензиата на освоение выпуска продукции по лицензии увязаны таким образом, что позволяют и лицензиару, и лицензиату, и Фонду быть уверенными (за исключением форс-мажора) в освоении лицензии;

- заявители показали, что они хорошо владеют действующими в России законодательными и нормативными документами по вопросам оформления, защиты и коммерциализации прав на ИС, включая меры их государственного стимулирования и контроля.

С учетом изложенного на конкурс представляется бизнес-план освоения лицензии.

Бизнес-план представляется совместно лицензиатом и лицензиаром, а также другими участниками (если они имеются) процесса освоения производства продукции по лицензии.

Возможны, по крайней мере, два варианта:

- лицензия приобретается и осваивается самостоятельно малым предприятием с соответствующим увеличением объемов реализации им осваиваемой по лицензии продукции;

- лицензия приобретается и осваивается “тандемом” малого и крупного (среднего) предприятия. Малое предприятие при этом выполняет функции: исполнителя НИОКР; разработчика технологии, возможно, выпуска опытной партии продукции; сопровождения производства.

Предполагается, что процесс полного освоения лицензии (100% объема производства по лицензионному соглашению) займет не свыше 3-4-х лет, а выполнение необходимых для этого НИОКР в основном будет завершено к моменту достижения 50%-го уровня освоения производства продукции по лицензии.

К бизнес-плану прилагается:

- нотариально заверенная копия вступившего в силу лицензионного соглашения. На стадии рассмотрения заявки допускается представление проекта лицензионного соглашения. Финансирование прошедшего по конкурсу проекта начинается после вступления в силу лицензионного соглашения;

- выписка из решения совета директоров компании об освоении лицензии и выделении (привлечении) необходимых для этого средств;

- копии финансовых документов, подтверждающих наличие у лицензиата средств, достаточных для освоения лицензии в полном объеме.

Средства Фонда могут быть направлены как на финансирование НИОКР у лицензиата, так и у соисполнителей (до 30%) и предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе в форме государственного контракта на выполнение НИОКР.

Не являются строго обязательными требованиями, но предпочтительна ситуация, когда:

- финансирование НИОКР осуществляется лицензиатом и Фондом на паритетной основе;

- оплата работ Фондом производится по мере поступления от предприятий отчетов финансовых и по существу работы (Фонд как бы “компенсирует” расходы предприятий на выполнение НИОКР);

- процесс освоения производства продукции идет параллельно с выполнением НИОКР (или с небольшим сдвигом по времени);

- роялти выплачиваются по мере освоения лицензии.

Фонд готов обсуждать с потенциальными заявителями (и подписывать при необходимости соглашения о соблюдении конфиденциальности) все возникающие в процессе подготовки заявки вопросы. Естественно, такие обсуждения не налагают обязательств ни на заявителя по внесению заявки в Фонд, ни на Фонд по обеспечению положительного решения жюри.

Для обмена мнениями по организации программы ТЕМП, комментариев, обсуждения вопросов, которые можно обсуждать открыто, Фонд открывает на своем сайте соответствующий форум.

Фонду представляется, что нахождение партнеров, достижение между ними соглашения, проработка деталей всего проекта по программе ТЕМП не могут быть привязаны к определенной дате. Поэтому Фонд устанавливает открытой, начиная с даты этого объявления, дату приема заявок в 2004 – 2005 годах.

Заявки будут рассматриваться периодически по мере их поступления и завершения экспертизы. Период между заседаниями жюри будет зависеть от масштабов отклика на объявление о программе (ориентировочно – раз в квартал).

Подробная информация о программе опубликована на сайте Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.