Проект Bridge (Британо-российское сотрудничество в сфере высшего образования), 2-ой этап.

 


Проект BRIDGE

Британский Совет в России приглашает британские и российские вузы к участию во втором этапе проекта BRIDGE. Информация для высших учебных заведений: подача заявок на 2-й этап (2005-06)


1. Введение

В июле 2003 года Государственный секретарь Великобритании по вопросам образования и профессиональной подготовки и Министр образования Российской Федерации подписали Соглашение о намерениях «Российско-британские партнерства в высшем образовании». В этом документе выражалось намерение обеих сторон укреплять сотрудничество в области высшего образования и способствовать созданию университетских партнерств в обеих странах. Договаривающиеся стороны исходили из того, что целью таких партнерств будет разработка программ двойных дипломов (степеней), которые послужат основой для дальнейшего сотрудничества. Для реализации этой идеи и был создан проект BRIDGE.

Проект финансируется Министерством образования и профессиональной подготовки Великобритании и рассчитан на четыре года – до конца марта 2008 года. Общее руководство проектом осуществляет Стратегический Комитет, составленный из британских и российских представителей. Британский Совет и Национальный фонд подготовки кадров (Россия) выступают в качестве исполнительных органов, осуществляя поддержку развитию проекта. Текущее руководство проектом осуществляется Британским Советом.

На первом этапе к участию в проекте допускались только вузы, имеющие опыт партнерских связей в России / Великобритании. К участию во втором этапе приглашаются любые учебные заведения Англии, Северной Ирландии и России. В данном документе изложены цели проекта, схема его финансирования, а так же процесс подачи заявок на получение финансирования.

2. Цели проекта:

- Развитие сотрудничества между университетами России, Англии и Северной Ирландии.
- Поощрение сотрудничества, основанного на принципах взаимного участия.
- Поддержка вузов в поиске партнеров.
- Оказание поддержки в разработке программ двойных дипломов.
- Поддержка иных форм сотрудничества на пост-дипломном уровне, например, отдельных курсов в рамках программ переподготовки и непрерывного образования.
- Повышение уровня осведомленности о функционировании образовательных систем в двух государствах.
- Поддержка интеграции России в Болонский процесс.
- Построение основы для долгосрочных устойчивых партнерских отношений между вузами.
- Обеспечение необходимой подготовки вузовских преподавателей и сотрудников в разработке международных программ двойных дипломов.
- Массовое привлечение российских вузов к участию в проекте.

Общая цель проекта заключается в развитии долгосрочного партнерства вузов двух стран, при этом договаривающиеся стороны исходили из намерения установить взаимовыгодное сотрудничество, а не однонаправленное отношение, где образовательное ноу-хау по принципу франшизы передается другой стороне за определенную цену. Достижение взаимности в вузовском сотрудничестве будет существенным фактором при отборе заявок.
Большинство существующих российско-британских партнерств реализуются на базе московских и петербургских вузов. Целью проекта BRIDGE является вовлечение региональных вузов России, которым при прочих равных условиях отдается приоритет.

Соглашение о намерениях, подписанное двумя министрами, рассматривает развитие программ двойных дипломов как ключевую цель проекта. К таковым относятся программы, по завершении которых студенты получают соответствующие дипломы / степени / квалификации, принятые в их системах образования и соответствующие аккредитационным процедурам. Получаемые дипломы / степени не обязательно должны быть одинаковыми. В частности, программа, за которую обучающиеся получают британскую степень магистра, может заканчиваться присуждением российского свидетельства о профессиональной переподготовке. Преимущества такого рода программ состоит в том, что получаемая по окончании обучения квалификация признается работодателями внутри и за пределами России. Следует отметить, что только программы, полностью или почти полностью реализуемые в России, будут приняты к рассмотрению.

Стратегический комитет проекта осознает, что создание программ двойных дипломов представляет определенные трудности для обоих партнеров, поскольку различия между образовательными системами существенны. Британское образование исходит из необходимости достижения заранее определенных ориентиров, в то время как в России учебные программы учитывают объем курса в часах. Различаются и методы оценки знаний: в России меньший акцент делается на индивидуальном обучении, студенты не привыкли к тому, что их знания оцениваются при помощи аналитических эссе. Поиск соответствия между двумя системами представляет собою довольно серьезное препятствие. Тем не менее, Россия подписала Болонскую декларацию и заинтересована (на государственном и институциональном уровнях) в модернизации учебных программ и методов обучения / самостоятельной работы. Одна из целей проекта BRIDGE – помощь в осуществлении этой реформы.

Начиная со 2-го этапа, к участию в проекте приглашаются вузы, имеющие незначительный опыт совместной работы по установлению партнерских связей. Финансирование предоставляется не только полновесным магистерским или бакалаврским программам, но также курсам переподготовки в рамках программы непрерывного профессионального образования. Эти курсы должны заканчиваться вручением сертификата или получением определенного количества кредитов. Эти курсы могут быть вполне самостоятельной программой или частью программы, ведущей к получению степени магистра. Разработка такого рода курсов дает возможность партнерам начать с малого и предоставляет возможность выйти из партнерства, если оно не соответствует изначальным ожиданиям, до того, как оно перерастет в более масштабные программы.

Британские и российские вузы не очень хорошо осведомлены об образовательных системах друг друга, поэтому важная составляющая проекта – помощь вузам в ликвидации этого пробела и осуществление помощи в поиске партнеров. Россия является приоритетной страной с точки зрения Правительства Великобритании, и Британский Совет отвечает за этот аспект проекта. В задачу Британского Совета также входит обеспечить, чтобы вузы, имеющие опыт совместной работы с британскими/российскими партнерами передали бы его тем, кто такого опыта пока не имеет.

Поддержка со стороны британского Министерства образования и профессиональной подготовки отражает мнение британского правительства, в соответствии с которым Россия в будущем станет важным партнером Британии по мере развития российской экономики и преодоления трудностей переходного периода. С этой точки зрения крепкие образовательные связи между университетами двух стран рассматриваются как чрезвычайно важный фактор в долгосрочной перспективе. Без государственной поддержки прямые связи между вузами развивались бы гораздо медленнее; BRIDGE способствует ускорению этого процесса.

Проект предоставляет возможность создать инновационное сообщество в России и Великобритании и заложить основу для развития признаваемых международным сообществом совместных программ.

3. Краткое описание проекта

Проект будет финансироваться в течение четырех лет.

Год первый – до 31 марта 2005 года,
год второй – с апреля 2005 по март 2006,
год третий - с апреля 2006 по март 2007,
год четвертый – с апреля 2007 по март 2008.

На любом этапе развития проекта предпочтение отдается программам пост-вузовского уровня. Это, тем не менее, не исключает подачи заявок на программу бакалавриата, если в заявке показано, что в перспективе они перерастут в программы магистратуры.

Стратегический Комитет принимает решения относительно поданных заявок. Его решения окончательны.

4. Этап 2 (2005-06)

Любые вузы из Англии, Северной Ирландии (иные государства в составе Соединенного Королевства могут принять участие на более поздних этапах) и России могут подавать заявки на участие в проекте, хотя приоритет будет отдан новичкам. Университеты могут претендовать на финансирование:
а) на срок до трех лет в том случае, если заявлены программы магистратуры или бакалавриата;
б) на срок до одного года, где партнерство ставит целью разработку краткосрочного курса;

Заявки подаются совместно российским и британским вузами-партнерами. Фигурирующие в заявке образовательные учреждения должны официально признаваться высшими учебными заведениями в своих странах.

Заявки могут также поступать от консорциумов вузов.

Британский Совет будет осуществлять помощь в поиске партнеров. Будет разработан веб-сайт, при помощи которого высшие учебные заведения смогут обозначить свою заинтересованность в участии в проекте и вести прямой диалог с потенциальными партнерами. Вузы, получившие финансирование на первом этапе проекта, также предоставят консультативную помощь учебным заведениям. Британский Совет в Великобритании и России будет оказывать всемерную поддержку развитию вузовских партнерств.

Будут рассмотрены следующие виды заявок от вузов:
- Программы обучения, ведущие к получению степени магистра.
- Программы Master of Research, которые в будущем могут перерасти в совместные научно-исследовательские проекты.
- Краткие курсы профессиональной подготовки (переподготовки) на пост-вузовском уровне, завершающиеся получением определенного количества кредитов (зачетных единиц). Это могут быть самостоятельные курсы, либо курсы как часть программы, ведущей к получению степени.
- Бакалаврские программы. Предпочтение отдается тем из них, которые создаются с прицелом на дальнейшую разработку магистерских программ на их основе.

Оптимальным сроком начала реализации 2-го этапа проекта является октябрь 2006 года, хотя следует признать, что реализация некоторых программ потребует более длительного времени. Тем не менее, все программы, заявленные на этап 2-й, должны начаться не позже чем в октябре 2007 года.

5. Ограничения в финансировании

Заявки должны быть рассчитаны на полный период финансирования. Финансирование осуществляется ежегодно и предоставляется на третьем и четвертом этапах только при условии успешного развития партнерства, что должно быть подтверждено заключением внешнего аудита.

Финансирование магистерских и бакалаврских программ
Вузы могут запрашивать финансирование в объеме 20 тысяч фунтов в год на партнерство на 2-м этапе (год 2). Максимальная сумма для этапа 3 – 20 тысяч фунтов, и на этапе 4 – 18 тысяч фунтов.

Финансирование краткосрочных курсов
Вузы могут запрашивать до 9 тысяч фунтов на финансирование самостоятельных курсов. В том случае, если эти курсы являются частью программы магистратуры (то есть, сертификат о пост-вузовском образовании или диплом), будут рассматриваться запросы на суммы свыше 7 тысяч фунтов в коэффициентном соотнесении с суммами, выделяемыми для финансирования магистерских курсов.

Полученные денежные средства можно расходовать на следующее:
а) Разработка программ двойных дипломов. Допускаются любые формы преподавания, включая дистанционное обучение и e-learning. Как минимум 75% всей программы должно быть реализовано на территории России.
б) Программы должны завершаться вручением соответствующих российских и британских квалификационных документов (степеней, дипломов, кредитов и т.д.).
в) Преподавание может вестись либо только российским штатом, либо совместно с британскими преподавателями. Даже если преподавание осуществляется только силами российского вуза, контакт с представителями британского университета должен быть регулярным.
г) Преподавание и экзамены (тестирование) могут проводиться как на русском, так и на английском языке или в смешанном режиме. Вузы несут полную ответственность за систему контроля качества.
д) Финансирование направляется только на развитие совместных программ, а именно:
- Обучение, подготовка и переподготовка преподавательского и технического состава, разработка систем контроля качества, оценка уровня успешности курса. Денежные средства выделяются и на покрытие стоимости зарубежных командировок, а также проживание за рубежом во время деловых поездок. Ожидается, что большая часть денег будет израсходована именно на эти нужды.
- Перевод материалов программы.
- Приобретение компьютерных программ, книг и периодических изданий, необходимых для развития партнерства.

В заявках должно быть показано следующее:
а) Программа поддерживается вузом и его руководством. Заявки от частных лиц не рассматриваются.
б) Устойчивое развитие партнерства по окончании финансирования. В прилагаемом бизнес-плане необходимо показать спрос на предлагаемый курс, а также источники получения денежных средств(помимо гранта).
в) Встречное финансирование со стороны вузов. Последнее может иметь денежное выражение, а также выражаться в предоставлении площадей, технического обеспечения или времени, которое тратят преподаватели на стадии разработки совместной программы.

Деньги, полученные по гранту, не могут быть использованы на покрытие административных расходов, преподавание, либо на расходы, связанные с валидацией (аккредитацией) курса.

Все денежные средства переводятся британскому партнеру, который предоставляет отчетность за их расходование в обеих странах.

Продление финансирования зависит от успешного прохождения внешней оценки. В конце каждого года вузы подают отчет. Условием получения финансирования по проекту BRIDGE является и то, что вузы должны быть готовы поделиться опытом со своими менее опытными коллегами.

6. Ключевые даты 2-го этапа
1 апреля 2005 года – последний день подачи заявок.

1 июня 2005 года – объявление результатов конкурса.

Июнь 2005 года – подписание контрактов, перевод денежных средств на счета вузов.

7. Этапы 3-й и 4-й

Программы, намеченные к осуществлению в течение года 3-го и 4-го, соответствуют модели, описанной для этапа 2-го. Финансирование предоставляется на два года для участников этапа 3 и на один год для участников этапа 4. Информация о сроках подачи заявок будет объявлена дополнительно.

8. Дополнительная информация

С вопросами справками по поводу проекта можно обращаться в Британский Совет в Москве к Александру Мишину
или Марии Долгоруковой
тел. (095) 782 02 00
e-mail: alexander.mishin@britishcouncil.ru
maria.dolgorukova@britishcouncil.ru

Подробная информация о проекте представлена на сайте Британского Совета и на сайте проекта Bridge.