Конкурс им.Вернадского "Лучшая исследовательская работа школьников"

 


Положение о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (на 2004–2005 учебный год)

1. Общие положения

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского является дистантно-очной образовательной программой, формой межрегиональной организации исследовательской деятельности учащихся.

Цель Конкурса — духовно-нравственное, экологическое воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников России посредством исследований ее территории, неповторимой природы, богатейшего культурно-исторического наследия, традиций и обычаев населяющих страну народов, жизни и деятельности людей, способствовавших развитию духовной и материальной культуры России. Приветствуется участие учащихся из-за рубежа.

Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи.

Основные положения учения Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.

Задачами Конкурса являются:

- обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей на основе развития продуктивных образовательных технологий в период модернизации образовательной системы Российской Федерации;
- развитие образовательных программ и методик, основанных на исследовательской деятельности учащихся как действенного средства повышения эффективности образовательного процесса;
- развитие творческого интереса школьников в области наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников в исследовательской работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В. И. Вернадского;
- формирование преемственности образовательных программ общего среднего, дополнительного, высшего профессионального образования на основе привлечения старшеклассников к исследовательской работе;
- развитие интереса к фундаментальным наукам среди школьников;
- ознакомление учащихся и педагогов с творческим наследием выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского;
- развитие методической базы и инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской работы со школьниками в России;
- привлечение обучающихся различных регионов страны в московские вузы.

Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников. Такие работы предполагают: осведомленность о современном состоянии области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщений, выводов.

2. Руководство Конкурсом

Учредителями Конкурса являются:

- Министерство образования Российской Федерации;
- Комиссия Российской академии наук по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского;
- Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского
- Департамент образования города Москвы;
- Южное окружное управление Департамента образования города Москвы;
- Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества;
- Лицей № 1553 «Лицей на Донской».

Научно-методическое руководство конкурсом осуществляет Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского.

Подготовку и проведение Конкурса осуществляют Лицей № 1553 Южного окружного управления Департамента образования г. Москвы и Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Руководит проведением конкурса Оргкомитет, включающий в себя представителей учредителей конкурса. Для организации экспертизы работ обучающихся Оргкомитет формирует Экспертный совет, в который привлекаются специалисты по соответствующим направлениям.

3. Порядок участия в Конкурсе

Конкурс проводится в 2 тура:

I тур — заочный. 1 ноября 2004 года — 15 января 2005 года.
Экспертиза представленных в Оргкомитет работ.

II тур — очный. Апрель 2005 года.
XII Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского. Участие по результатам I тура.

На I тур Конкурса принимаются работы проблемного характера, включающие этапы методически корректной экспериментальной работы, обработки, анализа и интерпретации собранного материала, имеющие обзор литературы по выбранной тематике. Тематика исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается. Объект исследований должен быть локализован (конкретная деревня, долина, водоем, гора, городище, архитектурный комплекс, определенный социум, психологическая проблема и пр.). Исследования должны иметь этап практической работы на местности, в архиве, с населением и др.

В составе Конкурса традиционно выделяются следующие предметные направления:

Естественнонаучное направление:
- Науки о Земле и Космосе — 1 (геология, минералогия, палеонтология, география, геохимия, биогеохимия, почвоведение, ландшафтоведение, океанография, сейсмология, спелеология и проч.)
- Науки о Земле и Космосе — 2 (астрономия, метеорология, климатология и физика атмосферы)
- Медицина и Здоровье (Науки о здоровье человека и животных, а также фармакология, педиатрия и геронтология)
- Зоология (орнитология, ихтиология, энтомология и другие частные биологические дисциплины, физиология, экология и этология животных)
- Ботаника (анатомия, физиология, генетика и экология растений, геоботаника)
- Науки об окружающей среде — 1 (исследования, связанные с загрязнением окружающей среды; источники загрязнения и их контроль. Город как среда обитания)
- Науки об окружающей среде — 2 (науки об водных объектах: лимнология, гидрология, гидрография)
- Микробиология (бактериология, вирусология, микология, протозоология).

Естественнонаучное направление конкурса не включает ряд традиционных направлений, а именно: «математика», «физика», «химия», «программирование „Computer Science»", «инженерные технологии», а также групповые междисциплинарные проекты. Исследовательские работы, содержащие элементы математики, физики, химии и т.д. рассматриваются на заявленных секциях, если они соответствуют темам предложенных научных направлений.

Гуманитарное направление:

- «Обществознание» (подсекции: «Проблемы и вопросы отечественной истории», «Проблемы и вопросы мировой истории и философии», «Проблемы и вопросы регионального краеведения», «Проблемы и вопросы церковного краеведения», «Человек в отечественной истории», «Экономика, право и социология», «Археология»)
- «Народная культура» (подсекции: «Фольклористика и этнография», «История и культура российских деревень», «Диалектология и ономастика»)
- «Человек в современном мире» (подсекции: «Человек в мире природы», «Человек в мире людей», «Внутренний мир человека», «Этнопсихология»)
- «Психофизиология и здоровье человека»
- «Искусство и литература» (подсекции: «Литературоведение», «Искусствоведение»)
- «Лингвистика. Язык в современном мире»
- «Философия и культурология»
- «История науки».

В Конкурсе могут принять участие отдельные юные исследователи, а также авторские коллективы. При наличии нескольких авторов необходимо отразить вклад каждого автора на этапах сбора, обработки и интерпретации материала. Работы могут быть представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами лично.

От одной организации принимается не более 5 работ.

К рассмотрению не принимаются: реферативные и описательные работы, а также работы, представлявшиеся на другие конкурсы и конференции всероссийского уровня.

При оценке работ принимаются во внимание следующее:

- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
- наличие литературного обзора, его качество;
- корректность методик исследований, наличие у авторов представлений о допущениях, производимых при реализации методики;
- проблемность работы;
- соответствие выводов полученным результатам;
- культура оформления материалов.

На конкурсе учреждаются отдельные номинации:

- лучшая работа по итогам 1 тура
за лучшее исследование на территории заповедника или национального парка;
- за лучшее междисциплинарное исследование;
- за проблемность исследования;
- за лучшую работу, представленную сельской школой.

Для участия в Конкурсе необходимо по электронной почте направить в адрес Оргкомитета заявку на участие; текст работы — не более 5 м/п страниц, кегль 14, интервал 1.5 (что соответствует примерно 10000 знакам); иллюстративные материалы (не более 3-х листов формата А4); краткое описание работы на ½ страницы на русском и английском языках (не более 1000 знаков) до 15 января 2005 г. Работы из населенных пунктов, не имеющих электронной почты в центральном отделении связи, могут быть направлены заказным письмом (с приложением дискеты с файлом работы в формате MSWord). В порядке исключения, при отсутствии возможности предоставления работы в электронном виде, работа принимается в печатном варианте. Работы направляются по адресу: vernadsky@dnttm.ru

Также вы сможете самостоятельно зарегистрироваться и предоставить свою работу на конкурс в режиме «on—line» на сайте конкурса www.vernadsky.info

К рассмотрению на конкурс принимаются работы на русском или английском языках.

Работы, поступившие после 15 января, принимаются к рассмотрению в конкурсе 2005/2006 г.

Организуется конференция в Интернет для обсуждения поступающих на Конкурс работ.

Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.

4. Подведение итогов
Итоги I тура Конкурса подводятся до 20 марта 2005 г. Экспертным советом. Каждая работа получает рецензию, которая направляется автору.

Авторы работ, получивших положительные рецензии, а также их руководители, приглашаются на II тур — XII Юношеские чтения им. В. И. Вернадского в апреле 2005 г. Письмо-вызов направляется в учреждение, в котором выполнена работа, до 1 апреля 2005 г.

Победители II тура Конкурса награждаются дипломами организаций-учредителей, подарками.

Наиболее интересные работы публикуются в сборнике Конкурса. Итоги конкурса публикуются в печати. Лучшие работы будут делегированы на Национальный конкурс исследовательских работ России.