Открытый краевой конкурс школьных работ "Религиозные традиции в истории и культуре Приморья"

 


1 сентября 2008 г. - 31 января 2009 г. состоится открытый краевой конкурс школьных работ "Религиозные традиции в истории и культуре Приморья".

Организаторы конкурса: Дальневосточный государственный университет, Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Участники конкурса: к участию в конкурсе приглашаются учащиеся средних и средних специальных общеобразовательных учреждений в возрасте от 15 до 18 лет.

Цели конкурса:
А. Развитие самостоятельной исследовательской и творческой деятельности учащихся при изучении культуры и истории своей Родины.
Б. Приобретение учащимися представлений о религиозных традициях, взаимосвязях национальных и религиозных культур, значении духовного начала в истории родного края, жизни своих предков и современного общества.
В. Выработка учащимися традиционной культурно-религиозной ориентации, стабилизирующей и оздоровляющей атмосферу современного общества, устойчивого внимания и бережного отношения к своим историческим корням.

Религиозность россиян имеет глубокие корни, основана на вековых традициях и ценностях. Православная Церковь сыграла исключительную роль в формировании русской государственности и культуры. В истории России Православие объединяло людей разных национальностей и культур: русских, украинцев, белорусов, молдаван, грузин и др. Православие веками соседствует с иными религиями и народами в мире и взаимопонимании. Традиционными религиями для России также являются буддизм, ислам и иудаизм. Составным элементом культуры Приморья являются религиозные верования коренных народов нашего края.

Возможные направления исследования:
1. "Религия и национальная культура". Принимаются работы, показывающие тесную взаимосвязь религиозных и национальных традиций, пересечение таких источников традиционности, как религия и национальность.
2. "Приморье - край России". Рассматриваются работы, проявляющие как связь культуры Приморья с традиционной русской православной религиозностью, так и адаптацию духовной традиции к местным условиям. Сюда же подпадают работы о религиозном контексте освоения Приморья и Дальнего Востока переселенцами из центральных и западных регионов Российской империи.
3. "Не хорошо быть человеку одному". Рассматриваются работы, показывающие религиозный фундамент семьи как основного института традиционной культуры, рассказывающие о роли религиозных ценностей в истории создания, сохранения семей, в развитии и пропаганде семейных устоев в российском обществе.
4. "Предки и потомки: вчера и завтра". Рассматриваются работы, демонстрирующие необходимость и возможность преодоления конфликта поколений посредством традиционной духовности, показывающие фундаментальное значение традиции, духовной преемственности, как в жизни отдельного человека, так и в существовании здорового общества в целом.
5. "Традиции милосердия". Рассматриваются работы, показывающие благотворительные и каритативные традиции, положение и собственно деятельность традиционных религиозных организаций Приморья.
6. "Дух и тело". Рассматриваются работы, показывающие воспитательный потенциал традиционной религии в формировании здорового образа жизни, положительного отношения к физической культуре, в сохранении репродуктивного здоровья (забота о целомудрии, рождении детей и т.п.).
7. "Традиции и революции". Рассматриваются работы, показывающие различие между традиционным образом жизни и модернизированным жизненным стилем, присущим современному городскому жителю, демонстрирующие необходимость сохранения и развития традиционных начал в религии и культуре современного общества.
8. "Религия и воинские традиции". Рассматриваются работы о патриотической деятельности представителей традиционных религий в Приморье и России, об исполнении воинского долга в контексте религиозного мировоззрения, раскрывающие судьбы носителей традиционной религиозности в годы Великой Отечественной войны и других войн и вооруженных конфликтов.
9. "Религия: любовь против войны". Рассматриваются работы о возможностях традиционных религий в формировании взаимопонимания и мирного сотрудничества между народами, о путях преодоления конфликтов и военных столкновений, об отношении традиционных религий к военной агрессии.
10. "Круг жизни". Рассматриваются работы о связи религиозной культуры и живой религиозной веры с жизненными этапами роста человека: рождение, свадьба, взросление, семья, старость.
11. "Праздников праздник". Рассматриваются работы о праздничной культуре традиционных религий Приморья, показывающие жизненную силу, красочность и глубину религиозного понимания праздника как приобщения к святыне.

Возможные сферы работы:
- Изучение истории религиозных традиций своего региона (края, города, села).
- Изучение места религиозных ценностей в истории своей семьи.
- Анализ особенностей современной религиозной ситуации и проектирование возможного её развития.
- Экспедиция к очагам религиозных традиций (представителям традиционных религий, коренных народов, национальных поселений), репортаж, беседа с носителями традиционной религиозности в рамках прихода, города, семьи и т.д.

Форма представления - любая.
Это может быть:
- Социологическое исследование на местном и региональном материале.
- Репортаж, видео- или слайд-презентация с места событий с комментариями автора.
- Историческое исследование на основе сбора и анализа источников.
- Социальный проект.
- Литературное эссе.
- Создание сайта, посвященного традиционной религиозности и культуре.
- Анализ местных СМИ и Интернет-ресурсов по данному направлению.
- Анализ ситуации в регионе (городе и др.), прогнозирование и выработка рекомендаций.
- Возможны и другие формы подачи материала.

Принимаются индивидуальные и групповые работы.

1) В работах приветствуются использование регионального материала, своеобразие, собственный взгляд на проблему, обоснованность своей точки зрения, корректность в оценках и суждениях, знание представляемого материала.
2) Работа не может быть пересказом источников, хотя может опираться на них, включать их цитирование, анализ, но в целом она должна быть самостоятельной.
3) Работа должна раскрывать внутреннюю структуру исследуемого явления, причины сложившейся ситуации, а не только описывать увиденное, услышанное и прочитанное.
4) Все положения, приводимые в работе, должны быть подкреплены ссылками на источник информации, фактами и логическими рассуждениями, подтверждающими мысль.
5) Работа может как носить характер общетеоретического построения, так и раскрывать судьбы конкретных людей, религиозных групп, поселений. В случае теоретического ракурса все же необходимо выйти в практическое поле решений имеющихся проблем, конкретных путей укрепления положительного и устранения негативного в ситуации.
6) В работе категорически не приемлемы утверждения, которые могут быть превратно истолкованы, быть оскорбительными для личностей и групп людей, способствовать разжиганию национальной и религиозной розни.

Работы представляются в двух видах и по двум адресам:
А) по электронной почте teologia@wl.dvgu.ru и tekuteva@mail.ru (обязательно на оба адреса).
Б) в распечатанном виде на листах стандартного размера (формат А 4) и на электронных носителях (CD или дискета 3,5) по адресам: 690600 г. Владивосток, ул. Алеутская, 56, ауд. 101, Дальневосточный государственный университет, кафедра теологии и религиоведения, Здор Анне Владимировне, тел 45-28-82 и 690003 г. Владивосток, ул. Станюковича, 28, каб. 403, ПИППКРО, кафедра истории и социальных наук, Текутьевой Елене Викторовне, тел. 41-18-83 (обязательно на оба адреса).

Срок предоставления работ: до 31 января 2009 г.

После рассмотрения поступивших письменных проектов участникам конкурса будут направлены приглашения на устный тур по их публичной защите.


Анкета-заявка для участия в конкурсе размещена на сайте Дальневосточного государственного университета.