VI Фулбрайтовская летняя гуманитарная школа

 


Программа Фулбрайта в России
МГУ им. М.В. Ломоносова
Российская Ассоциация по изучению культуры США 

VI Фулбрайтовская летняя гуманитарная школа 1-8 июня 2003г.
Повседневность как текст по-американски и по-русски: семиотика культуры и межкультурная коммуникация
Reading Everyday Life in American and in Russian: Semiotics of Culture and Intercultural Communication

 Фулбрайтовская летняя гуманитарная школа проходит с 1997 года при поддержке Программы Фулбрайта в России, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Российской Ассоциации изучения культуры США, в сотрудничестве со многими американскими университетами (в частности, Университетом штата Нью-Йорк).

Ежегодно в июне Летняя школа собирает 25-30 заинтересованных аспирантов и преподавателей со всей России (и некоторых стран СНГ). В предыдущие годы Школы были посвящены таким темам, как: "Текст как культура, культура как текст" (1997), "Америка как видение и видeние" (1998), "Воображаемое прошлое Америки: история как культурный конструкт" (2000), "Нация как наррация: американский и русский опыт" (2001), "Популярная литература: опыт культурного мифотворчества в Америке и в России" (2002).

Цели Школы:
  - помочь молодым российским ученым освоить новые поля исследования и педагогики в сравнительной, межкультурной перспективе;
  - способствовать развитию американистики в России, предусматривая возрастание исследовательской гибкости и междисциплинарной осведомленности, использование "пограничных" методологий, более оживленный и эффективный интеллектуальный обмен.

Школа поддерживает дух свободной дискуссии, высокий профессионализм и критическое осмысление.  Она также помогает развивать необходимые двуязычные и двухкультурные коммуникативные навыки в общении российских и американских слушателей и лекторов, побуждая к инновационным исследованиям и соответствующим публикациям.

В рамках VI Фулбрайтовской летней гуманитарной школы слушателям будут предложены лекции, семинары и дискуссии под руководством ведущих американских и российских ученых (историков, социологов, антропологов, историков словесности и изобразительного искусства). Они позволят составить представление о современном состоянии исследований повседневности в США и в России, о методологии описания и анализа культуры быта, обыденности, обихода в контексте национальной культуры и в сравнительной перспективе.

 Повседневность непосредственно доступна наблюдению,  но “чтению” (интерпретации) поддается с трудом, равно “изнутри” и “снаружи”. Как идея и специфическая ценность она тесно связана с процессом становления “модерного” состояния общества. Семантику и символику повседневности в российском и американском культурных контекстах мы предполагаем обсудить – по контрасту и по аналогии.

Предметом обсуждения могут и должны стать вещи (образцы материальной культуры), “создавшие” современную Америку и современную Россию, а также социальные ритуалы, телесные практики, продукты популярного воображения, предметы моды, дискурсы современных медиа.

Основные аспекты дискуссии можно предварительно обозначить следующим образом  (развернув в исторической последовательности):
 - 1920-30-е годы. Экспериментальное конструирование “нового быта” в России. “Американизм”, “фордизм” как антитеза “обыденности” традиционного сословного (барского или народного) бытового уклада, а также революционной “безбытности”;
 - 1930-50-е годы. Программная сакрализация повседневности: Голливудская “норма” в США как воплощение “простых желаний”, соответствующие стереотипы в советской популярной культуре, индустрии отдыха и кино;
 - 1960-70-е годы. Повседневность как альтернатива официальным общественным приоритетам: “жизнь для себя”, свобода индивидуального выражения и выбора в противоположность казенному, властному, обезличенно-конформному;
 - 1970-90-е годы. Культура массового потребления в Америке и современной России. Образы повседневности, “продвигаемые” и потребляемые посредством медиа (ТВ, реклама, популярная пресса).

Место проведения Летней школы – конференц-центр музея-усадьбы “Ясная Поляна”.  Время – с 1 по 8 июня 2003 года.

К участию в Школе приглашаются аспиранты и университетские преподаватели гуманитарного  профиля. “Узкая специализация” в области американистики предпочтительна, но более важен серьезный интерес к междисциплинарному диалогу применительно к обозначенной области научного знания, достаточный уровень общегуманитарной компетенции и хорошее владение английским языком. По результатам Летней школы планируется публикация.

Иногородним участникам Школы может быть предоставлена финансовая поддержка, достаточная для покрытия транспортных расходов.

Желающие принять участие в работе Школы-2003  могут прислать сведения о себе до 15 марта 2003 г. в Оргкомитет  по адресу summerschool@mail.ru
К 1 апреля заявки будут рассмотрены Оргкомитетом, информация о результатах будет распространена в течение первой недели апреля.

Оргкомитет VI Летней гуманитарной школы

Директор  -  Татьяна Венедиктова (vened@philol.msu.ru)
Координаторы:
Татьяна Боровинская (tborovinskaya@mail.ru)
Мария Раренко (rarenco@rambler.ru)



З А Я В К А 
на участие в VI Фулбрайтовской летней гуманитарной школе


“Повседневность как текст по-американски и по-русски: семиотика культуры и межкультурная коммуникация”

  • Фамилия, имя, отчество 
  • Университет, факультет 
  • Ученая степень 
  • Область научных интересов 
  • Читаемые курсы (для преподавателей) 
  • Публикации (с краткой аннотацией трех основных) 
  • Контактный адрес, телефон,  e-mail 
  • Участие в прошлом в научных обменах 
  • Владение английским языком 
  • Напишите коротко, чем Вас привлекает участие в Летней Школе “Повседневность как текст по-американски и по-русски”? Как тематика Школы связана с Вашей научной, учебной и педагогической работой? Какие конкретные задачи Вы для себя ставите и надеетесь решить?

    Сообщение опубликовано сотрудниками информационной системы "Наука и инновации" (RSCI.RU) с использованием информации о школе, размещенной на сайте Программы Фулбрайт в Российской Федерации.