Конкурс на реализацию аналитических проектов.

 


Московский общественный научный фонд при поддержке Агентства США по международному развитию объявляет третий конкурс заявок на гранты по Программе поддержки экономических аналитических центров в РФ. Целью Программы является содействие независимому профессиональному анализу экономической политики в России. К участию в конкурсе приглашаются организации, профессиональные коллективы и эксперты, анализирующие проблемы российской экономики с целью оценки альтернатив экономической политики и разработки практических рекомендаций.

Окончательный срок подачи заявок на конкурс - 1 сентября 2001 г.

1. Введение

Программа призвана стимулировать проведение исследований, непосредственно направленных на разработку обоснованных рекомендаций по ключевым проблемам экономической политики на федеральном, региональном и местном уровнях. Задача состоит не только в поддержке отдельных аналитических проектов практической ориентации, но и в развитии профессиональной среды для выполнения такого рода разработок.

Предлагаемые в заявках проекты должны отвечать следующим требованиям:
  • по своему содержанию работа представляет собой оригинальное исследование;
  • результатом данного исследования становится как новая научно значимая информация, так и рекомендации в области экономической политики, непосредственно основанные на данном исследовании.
    Не принимаются к рассмотрению аналитические проекты, не нацеленные на получение конкретных практически значимых и реализуемых выводов и рекомендаций, равно как и заявки, не опирающиеся на современную исследовательскую методологию и адекватную информационную базу. Новизна результатов и адекватность методологии будут оцениваться, как правило, на основе сопоставления с российскими и зарубежными публикациями по соответствующей проблематике. При прочих равных условиях, преимущество будет отдаваться работам, базирующимся на материалах, ранее не введенных в широкий научный оборот.

    Заявки на грант, поданные от имени организаций или профессиональных коллективов, могут включать институциональный компонент. Этот компонент могут составлять меры, направленные на создание, укрепление и развитие независимых негосударственных центров анализа экономической политики. В частности, заявленными проектами могут предусматриваться развитие существующего независимого аналитического центра (организационное реформирование, создание нового подразделения, распространение деятельности на новые регионы и т.д.), развитие связей и профессионального сотрудничества в сфере независимого анализа экономического исследования, создание независимого аналитического центра в форме негосударственной некоммерческой организации на базе стабильного творческого коллектива. Свидетельством стабильности может служить, в частности, совместная подготовка ряда публикаций, аналитических материалов, рекомендаций, проектов нормативных документов и т. д. Возможным, но не обязательным признаком стабильности коллектива может служить опыт совместной работы в организации, в том числе государственной (например, на кафедре вуза, в лаборатории НИИ и т.п.).

    В то же время основным содержанием заявки, включающей институциональный компонент, как с точки зрения запланированного объема работ, так и с точки зрения запрашиваемого финансирования, должен быть анализ конкретных проблем экономической политики в России с указанием характера и сроков получения ожидаемых результатов, а также убедительной аргументацией практической важности этих результатов.

    Продолжительность проектов и уровень финансирования должны соответствовать сложности и масштабности решаемых задач, а также обеспечивать своевременное удовлетворение потребностей экономической практики в результатах запланированных исследований. Адекватность бюджетов заявок и сроков исполнения целям предлагаемых проектов является одним из важных критериев оценки заявок на гранты. Во всех случаях продолжительность выполнения представленных проектов не должна превышать 8 месяцев.

    Запрашиваемое финансирование должно быть соразмерно запланированному объему работ, числу участников, статусу заявителя (индивидуальный эксперт-аналитик, творческий коллектив, юридическое лицо - негосударственная организация) и продолжительности проекта. В зависимости от этих и иных существенных для предлагаемого проекта факторов, в частности, наличия институционального компонента, размер грантов может дифференцироваться в пределах от 5,000 то 40, 000 долларов США.

    Гранты могут присуждаться отдельным экспертам-аналитикам, творческим коллективам, в том числе впервые сформированным для осуществления данного проекта, а также негосударственным аналитическим центрам.

    По условиям Программы гранты не предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, включая образовательные и научные. Вместе с тем сотрудники таких учреждений приглашаются к участию в Программе, в том числе в качестве участников творческих коллективов, реализующих проект институционального развития.

    Программа предусматривает финансирование проектов и оказание в необходимых случаях их участникам технического содействия, в том числе путем консультирования, как по содержанию аналитических проектов, так и по вопросам институционального развития. В оказании технического содействия будут участвовать ведущие российские и зарубежные аналитические центры и специалисты.

    Участники Программы будут приглашаться на организуемые в рамках Программы конференции и семинары. Им будет оказано содействие в подключении к каналам получения необходимой информации и распространении разработанных рекомендаций среди государственных органов и общественности.

    Конечным результатом Программы призвано стать создание в России сети независимых аналитических центров и консультантов по вопросам экономической политики, налаживанию между ними информационного обмена и развитию культуры непредвзятой, научно состоятельной экспертизы политических альтернатив и решений.

    2. Цели и задачи

    Программа призвана содействовать:
  • Развитию и эффективному использованию интеллектуальных, профессиональных и организационных ресурсов экономических аналитических центров и независимых экспертов для развития рыночной экономики, проведения реформ, разработки и осуществления экономической политики.
  • Активному участию негосударственных экономических аналитических центров и независимых экспертов в обсуждении и решении ключевых проблем российской экономики, в консультировании государственных органов центрального, регионального и местного уровня, а также частного сектора, в общественных дебатах по вопросам экономической политики.
  • Созданию всероссийской сети активно взаимодействующих друг с другом экономических аналитических центров и экспертов-экономистов.
  • Более широкому использованию в целях анализа экономической политики новейших достижений экономической науки, современного научного инструментария, первичной экономической и социальной информации, включая данные опросов и обследований, а также первичную статистическую и бюджетно-финансовую информацию.

    3. Тематические приоритеты программы

    Приоритетными для Программы являются следующие направления исследований:
    1.макроэкономическая политика;
    2.проблемы налоговой и бюджетной политики;
    3.экономические аспекты реформирования государственного управления и государственного сектора;
    4.реструктуризация предприятий и корпоративное управление;
    5.создание конкурентной среды и антимонопольная политика;
    6.реформа финансового сектора;
    развитие рынка труда;
    7.экономические проблемы социальных реформ;
    8.бюджетная политика и реформа социального сектора;
    9.финансовые аспекты пенсионной реформы.
    Совет Программы принимает к рассмотрению заявки и по другим направлениям экономических исследований, имеющим высокую актуальность и четко выраженную практическую направленность.

    4. Участники конкурса

    Соискателями грантов на институциональное развитие могут выступить:
  • эксперты-аналитики, занимающиеся исследованиями экономической политики;
  • творческие коллективы исследователей;
  • негосударственные некоммерческие организации.
    К участию в конкурсе грантов на аналитические проекты приглашаются исследователи и творческие коллективы, имеющие опыт в реализации аналитических проектов в области экономической политики. Участники конкурса должны быть гражданами России и иметь законченное высшее образование и опыт проведения социально-экономических исследований.

    Соискатель гранта может подать только одну заявку. Не допускается одновременное участие в более чем одном из конкурсов, проводимых Программой. В то же время принимаются к рассмотрению заявки на дополнительные гранты от экспертов и организаций, ранее получивших поддержку Программы. Необходимым условием удовлетворения таких заявок является убедительно продемонстрированная эффективность использования ранее выделенных Программой финансовых и интеллектуальных ресурсов, а также аргументированная необходимость дальнейшей поддержки.

    5. Сроки реализации проектов.

    На конкурс принимаются заявки на проекты, реализация которых не превышает 8 месяцев. Продолжительность проекта должна соответствовать его содержанию, целям и задачам.

    6. Гранты.

    Выполнение работ по присужденным Программой грантам предполагает в качестве обязательного условия разработку конкретных рекомендаций в области социально-экономической политики, непосредственно базирующихся на исследованиях, которые соискатели гранта намерены провести с использованием современной методологии.

    Заявки на гранты, предполагающие продолжительность проекта более 4 месяцев, должны предусматривать периодическое представление результатов проекта (аналитические отчеты, статьи и т.д.) согласно грантовому соглашению, заключаемому между Московским Общественным Научным Фондом и получателем гранта.

    Гранты, выделяемые негосударственным аналитическим центрам - юридическим лицам, могут использоваться на следующие виды расходов:
  • приобретение исследовательских материалов, включая книги, периодические издания, статистическую информацию и результаты социологических исследований, приобретение оборудования, программного обеспечения и т.п.,
  • проведение исследований,
  • транспортные расходы, необходимые для проведения исследований, в том числе для поездок на конференции, для работы в библиотеках и т.д. (данные расходы не должны превышать нормы, установленные российским законодательством),
  • оплату труда участников проекта,
    расходы на подготовку, публикацию и распространение изданий,
  • расходы на создание и регистрацию юридических лиц, юридические консультации,
  • распространение полученных результатов проекта,
  • налоги с фонда оплаты труда,
    административные расходы,
    Интернет и другие услуги связи.
    Расходы на регистрацию юридических лиц оплачиваются только для создания некоммерческих организаций (для творческих коллективов), если эти расходы изначально заложены в бюджет заявки.

    Гранты, выделяемые физическим лицам, включая творческие коллективы, могут использоваться на следующие виды расходов:
  • приобретение исследовательских материалов, включая книги, периодические издания, статистическую информацию и результаты социологических исследований,
  • приобретение оборудования, программного обеспечения и т.п.,
    проведение исследований,
    транспортные расходы, необходимые для проведения исследований, в том числе для поездок на конференции, для работы в библиотеках и т.д.,
  • стипендии участникам проекта,
    расходы на подготовку, публикацию и распространение изданий,
    Интернет и другие услуги связи,
  • приобретение канцелярских принадлежностей.
    Гранты, выделяемые организациям, как правило, предполагают техническое содействие грантополучателю в форме консультационных услуг, информационного обеспечения и т.п. Техническое содействие будет оказываться консультантами (российскими и зарубежными специалистами и организациями), утверждаемыми Советом Программы на основе содержания заявок на гранты. Задачами консультантов являются, в частности:
  • содействие в получении информации и расширении профессиональных контактов;
    обсуждение проблем, возникающих в ходе исследования, и его промежуточных результатов;
  • консультирование по вопросам организационного развития для получателей институциональных грантов;
    содействие в распространении результатов работы по проекту.

    7. Инструкции по оформлению заявки.

    Заявки на конкурс предоставляются в соответствии с формой (ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - 3) и должны содержать в полном объеме требуемые в ней сведения. Дополнительные материалы после подачи заявки не принимаются.

    Бюджеты аналитических проектов, представленные творческими коллективами, должны содержать консолидированный бюджет и бюджеты для каждого участника творческого коллектива.

    Заявки должны быть предоставлены в 4-х экземплярах на бумажном носителе и в 1 экземпляре на электронном носителе (на дискете 3,5" в формате Word for Windows 97).

    Излишне подробные брошюры или иные презентационные материалы, выходящие за рамки достаточного для представления полной и эффективной заявки в ответ на данный запрос, нежелательны и могут быть сочтены свидетельством отсутствия у заявителя рационального отношения к издержкам.

    Заявки, присланные по электронной почте, не рассматриваются.

    Заявки должны содержать паспорт заявки (не более 1 страницы) на русском и английском языке согласно установленной форме (Приложение 3), краткий вариант заявки (не более 4 страниц) на русском и английском языке и развернутый вариант с приложениями на русском языке.

    Первоначальный отбор заявок осуществляется на основе краткого варианта. Краткий вариант заявки должен в полной мере отвечать структуре и содержанию проекта, т.е. включать в себя описание целей и задач проекта, используемой методологии исследования, ожидаемых результатов, актуальности и новизны предлагаемого проекта и т.д. Он должен быть представлен на русском и английском языках. Объем краткого варианта не должен превышать 4 страниц.

    Соискатели информируются о результатах конкурса по почте, поданные на конкурс материалы не рецензируются и не возвращаются.

    Заявки должны быть доставлены в офис Московского общественного научного фонда или посланы по почте не позднее 1 сентября 2001 г. Дата будет устанавливаться по почтовому штемпелю.

    На конверте должно быть указано:

    "Конкурс на гранты по Программе поддержки экономических аналитических центров в РФ "

    Для почтовых отправлений:
    101000, Москва, Почтамт, а/я 245

    Вы можете также получить консультацию по телефону:

    Прасолова Оксана Олеговна, координатор Программы
    Николаева Екатерина Игоревна, координатор Программы
    Московский общественный научный фонд
    (095) 280-3526, 280-10-53
    Факс: 280-70-16
    E-mail: niko@monf.ru, prasolok@monf.ru
    Адрес в Интернете: www.monf.ru

    8. Критерии оценки заявок.

    Критериями оценки заявок на гранты являются:
  • актуальность анализируемых проблем и их соответствие тематическим приоритетам Программы;
  • наличие научно обоснованной программы исследований, включая предполагаемые методы и используемую информацию;
  • профессиональный уровень соискателей грантов, подтвержденный публикациями и иными результатами научных исследований;
  • указание путей и каналов воздействия результатов работы на формирование и осуществление экономической политики, развитие частного сектора и
  • общественные дебаты по проблемам развития экономики ;
  • вклад в развитие сети независимой экспертизы экономической политики;
    ясное указание того, каким образом предоставляемая Программой поддержка будет способствовать профессиональному и институциональному развитию соискателей грантов;
  • качество организационного и финансового менеджмента и контроля (для заявок, подаваемых организациями);
    обоснованность предполагаемого бюджета гранта;
  • выполнение требований и условий Программы;
  • институциональный компонент (для заявок, содержащих институциональный компонент).
    При прочих равных условиях преимущество отдается проектам организаций и/или имеющих дополнительные источники финансирования.

    9. Процедуры оценки и утверждения проектов.

    Сотрудники Программы рассматривают заявки на их соответствие формальным требованиям к оформлению заявок, излагаемых в настоящем объявлении. Неполные или неправильно оформленные заявки к участию в конкурсе не принимаются.

    Заявки, которые пройдут этап первоначального отбора, будут переданы рецензентам для дальнейшей оценки. Каждая заявка рецензируется двумя независимыми экспертами.

    Решение о присуждении грантов выносит Совет Программы.

    10. Отчетность и оценка эффективности по поддержанным проектам

    Исполнитель индивидуального проекта или руководитель проекта, выполняемого организацией или творческим коллективом, несет ответственность за реализацию запланированных мероприятий и целевое расходование средств. Регулярная отчетность по проекту предусматривает предоставление сотрудникам Программы промежуточных и финальных финансовых и содержательных отчетов о реализации проекта.

    В промежуточные отчеты входят: краткое описание проведенных исследований и их результатов, указание на имеющиеся проблемы при реализации проекта, отчет об исполнении бюджета проекта. В финальный отчет входит научный доклад, подготовленный по результатам проекта и содержащий полученные на основе выполненной работы практические рекомендации, а также заключительный финансовый отчет по гранту. К отчету прилагаются материалы, подготовленные в рамках реализации проекта.

    Налогообложение гранта будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Контроль за выполнением проектов возлагается на сотрудников Программы и членов Совета Программы. Члены Совета, эксперты и сотрудники Программы могут выезжать в поддерживаемые организации для непосредственных встреч с членами рабочих групп.

    Финансирование проектов осуществляется поэтапно с учетом оценки Советом Программы промежуточных отчетов.

    Совет Программы имеет право прекратить финансирование проекта, если руководитель проекта не представит к оговоренному сроку необходимых отчетов, а также если Совет примет решение о нецелесообразности дальнейшей поддержки данного проекта.

    Подробная информация опубликована на сайте МОНФ