Перспективы России на международном рынке экспорта образовательных услуг

 


В большинстве развитых стран экспорт образовательных услуг - это перспективное направление развития внешнеэкономических связей и фактор стимулирования экономического роста. О масштабах глобального рынка экспорта образовательных услуг свидетельствуют следующие цифры: в середине 2000-х годов общее количество студентов, обучающихся за пределами своих стран, составляло примерно два миллиона человек. По оценкам экспертов, к 2025 году число студентов-иностранцев увеличится до пяти-семи миллионов, причем более 60% из них будут составлять граждане из азиатских стран, преимущественно из Китая и Индии. Мировой рынок образовательных услуг, по данным ряда экспертов, еще в 2004 году оценивался в ЗО – 40 миллиардов долларов США: Соединенные Штаты ежегодно получали за обучение иностранцев около 14 миллиардов долларов; Великобритания - 5,7 миллиардов фунтов стерлингов; 3,6 миллиардов долларов – Австралия. Россия от экспорта образовательных услуг ежегодно получала около 70 миллионов долларов.

Современные российские политики, понимая важность развития экспортного потенциала российского образования, предпринимают действия, которые призваны способствовать сокращению разрыва между странами, лидирующими на международном рынке образовательных услуг, и Россией. В настоящее время Россия вынуждена догонять ведущие экономические страны, утратив те позиции, которые достались ей от распавшегося Советского Союза: СССР занимал третье место в мире по количеству обучаемых студентов-иностранцев. Но уже к 2000-ому году Россия занимала всего лишь восьмое место в мировом рейтинге стран, предлагающих обучение иностранцев.

В середине «нулевых» картина распределения зарубежных студентов в мире выглядела следующим образом:

Распределение иностранных студентов.JPG

В последние годы на долю российских вузов приходится уже 3% от общего количества учащихся-иностранцев, в то время как в США их доля составляет 22%; образование в Великобритании получают 12%, в Германии - 9%, Франции - 8,8%, Австралии - 8,2%, в Китае - 5%, Японии - 4,2% .

Интерес государств к развитию и расширению экспорта образовательных услуг диктуется, в первую очередь, соображениями финансового характера. Обучение иностранных специалистов обеспечивает стабильный приток средств в национальную экономику. Так, иностранные студенты, оплачивая обучение и проживание в США, ежегодно приносят американской экономике более 15 миллиардов долларов; для России аналогичный показатель составляет всего лишь 400 миллионов долларов.

Экспорт образовательных услуг благотворно влияет на развитие национального рынка труда. Так, в результате активной иммиграционной политики США, Канада, Австралия и ряд европейских государств получают ежегодно около миллиона высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, проходивших обучение в вузах этих государств. По мнению экспертов, это не менее ценная прибыль, чем доход в виде платы иностранных учащихся за свое проживание и обучение.

Необходимость развития экспорта образования диктуется и демографическими проблемами российского общества. Согласно прогнозам ученых, к 2018 году число студентов снизится на 60% относительно нынешнего их количества, что вынудит российские вузы конкурировать в борьбе за студентов не только на внутреннем, но и на международном рынке. Среди мер, предпринимаемых российским правительством для интеграции российских вузов в международное образовательное пространство - выделение 9 миллиардов рублей для реализации продвижения российских вузов в международных рейтингах.